Компания «Магазин будущего» планирует развивать проект новой логистической системы (Future Supply Chain). Работать над данным проектом будет также новое российское отделение GS1 — ассоциации, которая стандартизирует товарную нумерацию, штрих-коды и радиочастотные метки - «ГС1 рус». Данная технология позволяет при помощи бесконтактных радиосканеров следить за перемещением по торговой точке каждой единицы товара, к которой прикреплена радиочастотная метка. Схема работает от поступления товаров на склад до полок в магазине и продажи потребителю. Разработчики утверждают, что схема помогает контролировать остаток товара на складе и в торговом пространстве, следить за сроком годности и т.д.
ООО «Магазин будущего» сформировано в июне 2011 г. Акционерами компании выступают — X5 Retail Group (33,34%), «Роснано (33,33%), а также ОАО РТИ (собственник «Ситроникса, 33,33%). Пилотной точкой развития формата был тестовый магазин в столичном офисе X5 Retail Group, который начал свою работу в конце 2012 г. и через пять месяцев, после тестирования, был закрыт. В торговом объекте была апробирована технология RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация).
X5 являлась проектным партнером, а «Роснано» финансовым. Техническим партнёром стал производитель микроэлектроники «Ситроникс». В 2011 г. инвестиции в проект составили 350 млн руб. Финансирование проходит в три этапа в три раунда. Текущий третий этап проекта подразумевает открытие коммерческого магазина с применением RFID-технологий.
Наработки, полученные после работы тестового магазина, лягут в основу формирования «магазина будущего» и всей цепочки поставок. Исходя из концепции, производитель, будет маркировать RFID-метками боксы либо палеты своего товара, и перемещения товара будут отслеживаться на всем пути от производства через склад дистрибутора к распределительному центру ритейлера.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG, говорит о том, что данная технология, прежде всего, позволяет отслеживать путь движения товара от склада до конечного покупателя. «Выгода от такого нововведения для ритейлеров не вполне очевидна, а для логистов и производителей это - отличный способ отслеживать движение товара, что позволяет оптимизировать всю логистику и отреагировать на возможные слабые места», - заключил специалист.
Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE, уверен, что любая отрасль всегда нуждается в решениях, позволяющих повысить эффективность ее работы. «Однако внедрение таких решений в реальную практику происходит только после того, как выгоды от ее применения начинают перевешивать затраты на реализацию. Сейчас и в мире, и в России реализуются первые проекты с применением этой технологии, удается добиваться сильного снижения стоимости данной технологии, однако говорить о ее массовом применении и однозначной экономической выгодности, скорее, пока рановато», - заявил Гаврилов.
На данный момент компания ведёт переговоры с производителями, поставщиками и ритейлерами об участии в логистическом эксперименте. Сейчас стоимость одной RFID-метки составляет в среднем 4,17 руб. Три года назад стоимость равнялась 12 рублям. Считываемость меток превышает 90%.
Елена Задорожная, cтарший консультант отдела услуг корпоративным клиентам департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle,считает, что данная технология, безусловно, перспективна для ритейлеров, так как помогает оптимизировать логистические процессы и повысить экономическую эффективность некоторых аспектов операционной деятельности. «Я считаю, что RFID будет применяться намного шире по мере удешевления производства самих меток, совершенствования процесса их нанесения на товар (упаковку), а также по мере повышения восприимчивости торговых сетей к внедрению высоких технологий в целом. Существенного роста технической оснащенности пока, к сожалению, не заметно. Применение технологий и инноваций, безусловно, увеличивается, но еще далеко от уровня западных торговых сетей. Примеры новейших технологий в ритейле приходят к нам, в основном, вместе с иностранными игроками», - подчеркнула эксперт.
Сергей Михайлов,
Арендатор.ру от 16.09.2013 г.