Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Выгодный ЗОЖ: фитнес-клубы как бизнес

03.04.2013

С каждым годом фитнес индустрия становится всё более популярной в России. Развитие фитнеса в нашей стране началось более пятнадцати лет назад. В это время с Запада начали просачиваться новые тенденции и форматы данного вида бизнеса. Первопроходцем отрасли стала сеть «Русской фитнес-группы». Со временем на местный рынок пришли международные сети Golden Gym's и World Gym, однако данная тенденция не получила развития, и сейчас доля зарубежных компаний в сегменте фитнес-клубов не столь велика. Первые фитнес-клубы развивались преимущественно в сегменте премиум-класса. Забота о здоровом образе жизни была тогда привилегией богатых. Однако время идет, и фитнес клубов становится всё больше, а качество обслуживания и уровень организации пространства помещений в подобных местах возрастает даже в клубах более низкого класса. Естественно, локомотивом индустрии является столица, однако и в регионах фитнес индустрия развивается быстрыми темпами. К примеру, сейчас во многих бизнес-центрах открываются встроенные клубы, которые значительно повышают привлекательность объектов. Так насколько сейчас выгоден подобный бизнес и в какую сторону развития он движется?


Здоровая тенденция

Следует отметить, что развитие фитнеса в России еще не так обширно, чтобы можно было отнести его к массовому спортивному движению. Однако фитнес был и остаётся очень перспективным на рынке спортивных услуг. Статистика отмечает все большее количество людей, которые вечернему пассивному времяпрепровождению или компьютером предпочитают активные занятия в спортзале. Самыми весомыми перспективами обладают клубы, предоставляющие разветвлённые возможности для семейного фитнеса, предлагая посетителям широкий круг сопутствующих услуг, различные групповые и индивидуальные программы, эксклюзивные разработки и  современное оборудование, соответствующее западным стандартам. Не случайно в последнее время крупные сети акцентируют особое внимание на развитии данного сегмента.

Сегодня в Москве работает более 500 фитнес-клубов (общей площадью свыше 400 тыс. кв.м) различного уровня, с разным набором услуг и, соответственно, различного ценового диапазона. Качественных сетевых проектов, конечно, на порядок меньше, около 30. Что касается географии расположения фитнес-клубов, она сложилась из общего принципа размещения в Москве объектов инфраструктуры, рассчитанных на клиентов с уровнем дохода выше среднего: изначально фитнес-клубы появлялись в районах проживания таких клиентов (традиционно, это запад, юго-запад и северо-запад Москвы). Постепенно, с появлением запроса на более демократичный фитнес, география стала размываться, новые объекты (как сетевые, так и отдельные) появлялись в спальных районах по всей карте столицы. Однако некоторый перевес в сторону ЗАО, ЮЗАО и СЗАО сохраняется и по сей день.

По словам Евгении Осиповой, старшего директора отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield, на данный момент наибольшее количество качественных фитнес клубов сконцентрировано в центре или в спальных районах, перспективных с точки зрения покупательской способности жителей – Запад, Юго-запад, так же освоены районы, расположенные в 1-3 станциях от кольцевой линии метро. «Фактически, карта освоения Москвы фитнес клубами повторяет радиальную систему города и имеет четко выраженный вектор движения «из центра – к периферии». Недостаточно охвачены более отдаленные районы, в том числе большие спальные массивы – к примеру, Бутово», - отметила специалист.

Такое распределение фитнес-клубов обусловлено формированием застройки конкретных районов: например, в кварталах, сформировавшихся до 90-х гг. XX века, практически нет помещений, подходящих для организации качественных центров. Фитнес центры, как правило, открываются в помещениях новых зданий, которые были спроектированы и построены с учетом требований операторов фитнеса. Интересно, что в крупных новых районах на территории ближнего Подмосковья также присутствуют качественные фитнес-центры.

Аналитики отдела исследований компании Knight Frank считают, что дальнейшее развитие сегмента фитнес-услуг в целом будет зависеть от дополнений, вносимых в Генеральный план г. Москвы. «Однако можно указать, что по-прежнему будут востребованы демократичные фитнес-клубы в Центральном административном округе Москвы, продолжится строительство качественных центров на территории крупных жилых районов столицы и Подмосковья, непосредственно прилегающих к МКАД. Кроме того, возможно появление фитнес-центров в рамках проектов комплексного развития промышленных территорий (территория ЗИЛ, Ходынского поля и т.д.).», - добавляют специалисты.

При выборе места для открытия нового фитнес-клуба многие компании учитывают не только место проживания целевой аудитории, хотя, безусловно, как спальные районы, так и районы новостроек продолжают оставаться привлекательными для открытия фитнес-клубов, но и от места работы. Второй вариант видится даже более перспективным: огромная часть посетителей фитнес-клубов (во всех сегментах) предпочитает посещать их до либо после рабочего дня, и в этом случае для них предпочтительнее, чтобы фитнес-клуб располагался недалеко от места работы. Фитнес-клубы у дома посещают, как правило, только по выходным, а подобная аудитория меньше первой категории посетителей.


Спорт в массы

Но фитнес индустрия растёт не только количественно, а ещё и качественно. Сейчас появляются новые формат, охватывающие дополнительные типы аудиторий. В настоящее время сеть фитнес-клубов World Class планирует приступить к реализации проекта по открытию финтес-клубов – дискаунтеров. Площадь новых объектов составит 1200-1500 кв.м. Предположительно они не будут оснащены бассейнами. Годовой абонемент  в фитнес-клубы – дискаунтеры обойдётся посетителям в 15 - 20 тысяч рублей. Учитывая насыщенность премиум-сегмента рынка фитнес-центров Москвы, данная идея является перспективной в плане развития сети, так как именно средний и ниже среднего ценовые сегменты обладают максимальным потенциалом развития.

По мнению Оксаны Янковской, заместителя директора направления стратегического консалтинга СBRE, к преимуществам, прежде всего, относится возможность расширения целевой аудитории сети World Class за счет включения ранее не охваченных потенциальных клиентов со средним уровнем доходов. «Риском реализации данной идеи может быть некоторое «размывание» бренда – изначально World Class был ориентирован в первую очередь на премиум-сегмент, а развитие сети фитнес-дискаунтеров может привести к снижению восприятия и идентификации бренда на рынке как сети фитнес-центров класса премиум», - заявила Янковская.

Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG, считает, что для запуска новых проектов (особенно если мы говорим о среднем ценовом сегменте и о «фитнес-дискаунтерах») предпочтительнее выбирать районы, прилегающие к центрам деловой активности. Это необязательно должны быть крупные БЦ; вполне возможно – окрестности районов, где много административных зданий, производственных, складских комплексов», - добавил Тараненко.

Если в целом говорить о спросе на подобные услуги в столице, то в Москве фитнес уже давно стал не роскошью, а широко распространенной практикой. И если развитие фитнес-индустрии начиналось с клубов премиального ценового уровня, то в настоящее время сетевые операторы все больше концентрируются на среднем ценовом сегменте, открывая клубы среднего ценового уровня в «спальных» районах, разрабатывая программы скидок, что связано в первую очередь с насыщенностью премиум-сегмента и большим потенциалом развития в среднем и ниже среднего сегментах.

Ольга Ладоренко, начальник отдела маркетинга Nagatino I-Land, согласна с тем, что востребованы клубы среднего уровня. «Однако высокие цены и необходимость покупки клубной карты на год могут быть препятствием для дальнейшего расширения сетей.  Клиентов, как правило, привлекают фитнес-клубы с бассейном (с учетом нашего климата). Стоимость фитнес-клуба без бассейна ниже, но и интереса к нему меньше.  Представляется, что наиболее востребованы будут фитнес-клубы хорошего «бизнес» качества (не эконом и не luxury), но с бассейном/сауной», - подчеркнула Ладоренко.

Несмотря на довольно быстрый рост сегмента качественных фитнес-объектов в субъектах РФ, рынок фитнес-индустрии в целом все же находится на не самой высокой ступени развития. Большая часть рынка качественных фитнес-услуг сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Сетевые операторы обращают своё мнение в первую очередь на наиболее перспективные города-миллионники и другие достаточно крупные города. С другой стороны, спрос на более премиальные фитнес-услуги в регионах сильно ограничен, в первую очередь низким уровнем доходов населения, а также неготовностью тратить весомые суммы на занятия спортом. Ограниченный платежеспособный спрос сильно влияет на посещаемость фитнес-центров, снижая их рентабельность и повышая сроки окупаемости объектов. Тем не менее, повышающийся уровень конкуренции и насыщенность рынка Москвы и Санкт-Петербурга помогают активизировать экспансию сетевых операторов в регионы (World Class, Планета Фитнес) как самостоятельно выходящих на региональные рынки, так и через франчайзинг.

Также нужно отметить, что в регионах развитие фитнес-индустрии долгое время сдерживалось из-за отсутствия помещений, подходящих по формату и техническим параметрам. В большинстве российских городов предложение помещений, соответствующих требованиям профессиональных игроков рынка фитнес-услуг сильно ограниченно. На рынке сложилась ситуация, когда, например, планируя концепцию торгового центра или объекта инфраструктуры с фитнес-центром в составе, девелопер уже не может руководствоваться усредненными данными для «виртуального» фитнес-объекта, он обязан разрабатывать концепцию в соответствиями с требованиями реального оператора-профессионала.


Фитнес как бизнес

«Русская Фитнес Группа», управляющая сетями фитнес-клубов «ФизКульт», World Class и «РВМ Капитал», объявила о начале реализации совместной долгосрочной программы (10 лет) по поиску, приобретению и сдаче в аренду объектов недвижимости. В декабре 2012 года ЗАО УК «РВМ Капитал» приступило к подготовке сделки по покупке здания физкультурно-оздоровительного комплекса на Севастопольском проспекте в Москве.  Здание комплекса будет сдано в долгосрочную аренду компании «Русская Фитнес Группа». Объект недвижимости войдёт в состав имущества одного из закрытых паевых инвестиционных фондов, находящихся под управлением ЗАО УК «РВМ Капитал». Объём инвестиций фонда в приобретение объекта составит порядка 325 миллионов рублей. Отсюда можно сделать вывод о том, что подобный бизнес становятся всё более инвестиционно привлекательным.

Рассуждая о выборе площадок для современных фитнес-клубов стоит заметить, что наиболее важными критерием привлекательности тех или иных площадей для размещения фитнес-центров являются, во-первых, их расположение относительно центров деловой активности и бизнес-районов, а во-вторых технические и инженерные характеристики помещений. Поэтому размещение в составах ФОКов вероятнее всего является более привлекательным, так как, как правило, данные объекты расположены вблизи крупных жилых кварталов, обладают достаточными инженерными характеристиками, развитой инфраструктурой, а  также, что не менее важно, уже сложившемся имиджем спортивного центра и сформированной целевой аудиторией.

Дарья Афанасьева, заместитель директора отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle, отмечает, что в целом фитнес-клубы являются очень затратным продуктом – очень существенны инвестиции на старте проекта (оборудование фитнес-клуба), высоки операционные расходы, а также необходимы регулярные вложения в поддержание клуба и оборудования в хорошем состоянии. «По окупаемости фитнес-клубы уступают другим форматам коммерческой недвижимости, а конкретные показатели очень зависят от местоположения, концепции и загрузки фитнеса. В целом можно говорить о том, что наиболее привлекательными районами для развития фитнес-клубов являются офисные комплексы, в том числе масштабные бизнес-парки, а также зоны массовой жилой застройки», - заключила специалист.

Нина Тихонова, заместитель начальника отдела коммерческой недвижимости Delta estate, считает, что сроки окупаемости фитнес-клуба составляют в среднем 7-10 лет, что вполне сравнимо с другими объектами коммерческой недвижимости. «Собственники и девелоперы предоставляют выгодные условия по аренде помещений под фитнес-клуб (начиная с $150-200 за кв. м в год), т.к. его наличие повышает уровень инфраструктуры и престижность района», - отметила эксперт.

Учитывая интенсивное развитие формата строительства МФК, а также бизнес-парков, стоит надеяться и на рост количество потенциальных площадок для размещения востребованных и качественных  фитнес-клубов. Фитнес-индустрия в России пока хоть и не становится массовой, но стабильно наращивает свои позиции среди населения, по крайней мере, крупных городов.

Сергей Михайлов,

Арендатор.ру от 03.04.2013 г.

RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2020.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты