Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Торговле в Москве негде развернуться

23.05.2012

Заметил, что в последнее время в Москве стало гораздо меньше открываться больших торговых центров. Чем это можно объяснить: город насытился крупными ТЦ, у девелоперов закончились деньги или что-то другое?

Денис КОЛОКОЛЬНИКОВ, председатель совета директоров группы компаний RRG:

Несмотря на достаточно большое количество концептуальных ТЦ, потенциал у Москвы крайне высок. Обеспеченность жителей современными торговыми площадями в нашей столице по-прежнему ниже, чем за рубежом. Более того, в некоторых кластерах до сих пор не ни одного современного ТЦ. Да и Москва отстает от большинства городов-миллионников по обеспеченности.
Как ни странно, именно в кризис в 2009 и 2010 годах открывались крупные проекты: девелоперы, хотя и сталкивались с проблемами, но достраивали объекты. И в настоящее время есть два-три замороженных еще с кризисных времен проекта (их реализацию сейчас может «тормозить» смена владельцев или градостроительное согласование).
В то же время новые проекты не выходили на рынок по причине смены власти и пересмотра проектов (внешняя сторона МКАД не в счет – это область). Еще одна из причин - отсутствие больших хороших участков внутри города с нормальной транспортно доступностью.

Евгений ШТРАУХ, генеральный директор компании Galaxy Group:
Рынок торговой недвижимости еще переживает последствия кризиса. Если сравнивать с периодом 2004 - 2007 год, когда был настоящий бум строительства торговых центров, после кризиса рынок пополняется новыми площадями очень незначительно. Объем ввода торговых площадей в Москве в прошлом году был рекордно маленьким – по некоторым оценкам, чуть больше 250 тыс. кв.м, хотя в докризисные годы на рынок выходило ежегодно 600-700 тыс. кв. м торговых площадей.
В кризис огромное количество вышедших на рынок торговых площадей оказались невостребованными. Особенно острой эта проблема была в регионах, где в «тучные» годы также активно строились торговые центры, но уровень спроса на помещения в них и до кризиса был несопоставим с московским.
Сейчас ситуация на рынке торговой недвижимости постепенно стабилизируется. Однако девелоперы, как московские, так и региональные, подходят к проектам очень осторожно, пытаясь снизить риски. Многие предпочитают возводить многофункциональные объекты, в которых есть и офисы, и торговые площади, и спортивно-оздоровительные центры, и развлечения.

Юлия МЕРОВА, заместитель директора департамента коммерческой недвижимости компании GVA Sawyer:
Сокращение строительства ТЦ, особенно крупных, в Москве связано прежде всего с ограниченным количеством площадок. Кроме того, в прошлом году мэром Москвы было запрещено строительство торговых центров внутри Садового кольца. То есть девелоперы не отказываются от работы в Москве, просто в существующих условиях найти хорошую площадку довольно сложно.

Иван ПОДКОВА, директор департамента маркетинга компании «РЕГИОНЫ-Девеломент»:
В действительности масштабных торгово-развлекательных центров открываться стало меньше. Это происходит не из-за насыщения рынка или недостатка финансирования. После кризиса 2008 года темпы роста профессиональных торговых площадей отстают от темпов роста розничного товарооборота, то есть рынок находится в стадии восстановления.
Один из основных факторов, сдерживающий рост реализации крупных объектов, ориентированных на всю Москву, является отсутствие свободных территорий, пригодных для строительства подобных проектов, несмотря на кажущееся изобилие промышленных зон, подлежащих регенерации.

Александра ЯКОВЕНКО, руководитель отдела продажи торговой недвижимости компании Delta estate:
Такое утверждение не бесспорно. Действительно активное строительство крупных торговых центров в Москве приостановлено, в связи с тем, что появление любого крупномасштабного проекта всегда негативно сказывается на транспортной ситуации и не всегда можно найти оптимальное решение этого вопроса. География крупных торговых центров все больше смещается в сторону МКАД. Положительная динамика по вводу новых качественных торговых площадей есть: в феврале этого года была открыта торговая галерея в МФК «Гостиница Москва» (27,8 тыс. кв.м), ТЦ EGO Mall (11 тыс. кв.м). До конца текущего года планируется запустить еще порядка 500 тыс. кв.м.
В прошлом году правительством Москвы была предложена концепция развития розничной и оптовой торговли в Москве, главной целью которой является рост торговых площадей путем строительства районных торговых центров. В Москве действительно ощущается острая нехватка торговых площадей, не всегда у жителей города есть возможность удовлетворить свои покупательские потребности у себя в районе, не далеко от своего дома. Появление в будущем таких небольших торговых центров «местного значения» позволит расширить инфраструктуру города и сделает решение ежедневных бытовых вопросов граждан легким и малозатратным по времени. Кроме того строительство торговых центров в Москве выгодно отразится на городском бюджете. Параллельно возникает вопрос, будет ли это новое строительство или реконструкция старого фонда. Любой торговый центр «пятитысячник», к примеру, трехуровневый, по самым скромным подсчетам займет площадь не менее 15 соток, где взять столько свободных земельных участков в Москве? Поэтому мы предполагаем, что оптимальным решением данного вопроса будет преобразование устаревших по-своему назначению зданий, к примеру, почти в каждом районе сохранилось здание кинотеатра с советских времен, формат которого морально устарел, и на его месте вполне может разместиться небольшой торговый центр (до 5000 кв.м). Но есть и еще одно решение вопроса нехватки земельных участков под новое строительство: власти Москвы обещали пересмотреть земельные контракты, собственники которых более двух лет не занимаются развитием своей территории, тем самым, не позволяя «новым» игрокам рынка строительства и ритейла осуществлять свои планы на пустующих, огороженных участках, которые, как правило, расположены в хороших проходных местах и как нельзя лучше соответствовали бы размещению на них торговых центров малого формата. Данный вопрос несомненно имеет большую инвестиционную привлекательность как для московских, так и для региональных инвесторов. Для стимулирования инвесторов в этой области девелопмента имеют значения льготы, которые правительство города может предоставить для развития того или иного направления недвижимости, например снижение доли города в проектах, удешевление технических условий и т.д.
Также власти города планируют в ближайшее время выставить на продажу часть московских рынков. Это исторически сложившиеся торговые места, которые несомненно будут интересны для инвесторов. Вполне очевидно, что строительство современных, многофункциональных комплексов с обязательной торговой составляющей будет актуальным. Также можно предположить, что будущие новые торговые галереи вместят в себя часть сегодняшних арендаторов рынков.

RussianRealty.ru от 23.05.2012 г.

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты