Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

MIPIM 2011: бизнес без закиси азота и «эффекта Полонского»

14.03.2011

Международная выставка недвижимости MIPIM 2011, работавшая в Каннах с 8 по 11 марта, показала, что время кризисных потрясений для строительства и девелопмента почти прошло. В этом году во Дворце Фестивалей уже не было пустых стендов и разговоров о продаже дистресс-активов, но сказать, что все вернулось на докризисные круги, было бы ошибкой. Рынок слишком сильно изменился, говорили на выставке. В нынешнем году в «Мекку» строительного сектора и желанного проектного финансирования приехали более 18 тыс. делегатов, представители примерно 5 тыс. компаний из 85 стран мира. Еще до выставки было известно, что общее количество зарегистрированных экспонентов в 2011 году выросло минимум на 10% в сравнении с 2010 годом. Но гораздо интереснее другая цифра. Если соотнести рост количества российских компаний по сравнению с последней «кризисной» выставкой, получится не менее 200%. Кто «сделал» эти проценты? В этом году, помимо традиционного стенда Российской Федерации, представлявшего уже хорошо известные проекты развития туристско-рекреационных зон на Кавказе, в Краснодарском крае и Сочи, широко были приставлены регионы (Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Волгоградская, Нижегородская, Ивановская области), которые показали много крупных проектов. Например, Северная столица продемонстрировала Ново-Адмиралтейский остров, город-спутник «Южный», жилые районы «Славянка» и «Новая Ижора», центр «Алмаз-Антей», а Нижний Новгород продемонстрировал проект первого с советских времен моста через Волгу. Активно участвовали федеральные структуры, работающие в секторе недвижимости. Например, стенд Фонда РЖС, который вице-премьер России Александр Жуков посетил первым после открытия выставки, стал на время проведения MIPIM чуть ли не официальным государственным стендом, а глава фонда Александр Браверман фактически выступил международным модератором на ряде крупных мероприятий во Дворце Фестивалей. Стоит отметить, что динамику посткризисного роста числа представителей России на MIPIM показывали не только федералы. Несмотря на то, что огромное число строителей и инвесторов из России приехало без стендов, что называется, с неофициальным визитом, те, кто работали на выставке «с местом», делали это красиво. Из частных компаний, пожалуй, самый масштабный стенд был у «РЕНОВА-СтройГруп», которая привезла несколько проектов, в числе которых строительство жилых районов в Подмосковье и Ярославле, а также крупнейший в Европе проект комплексного освоения территорий - жилой район «Академический» в Екатеринбурге. «Система-Галс» и «Дон-Строй Инвест», объединенные банком ВТБ, презентовали свои проекты с оригинальными инсталляциями на едином стенде. ВТБ, кстати, привез в Канны и проект нового стадиона Динамо – «ВТБ Арена». Крупный стенд был у группы «Мортон», работающей в Подмосковье в сегменте жилья эконом-класса. Свои проекты представили группы «Регионы» и «Эталон». ГК «Пионер» представила первый объект, реализуемый на земельных участках Фонда РЖС в Москве - жилой квартал «LIFE Сходненская». ЗАО «НББ-Девелопмент» привезла ряд объектов для Олимпиады-2014 в Сочи. Довольно интересный проект, навевающий ностальгические воспоминания по 2008 году, представила ГК «Корпорация развития территорий» (КРТ). Группа объявила о планах по застройке около 1000 га в районе Озерновского водохранилища. Там планируется построить жилье, гостиницы и торгово-развлекательные комплексы общей площадью в почти 800 тыс. кв. метров. Для реализации проекта «КРТ» необходимо будет привлечь минимум $1,1 млрд. Кстати, проект «КРТ» стал чуть ли не единственным новым крупным проектом на выставке. Вообще, ответ на вопрос о многомиллиардных проектах на MIPIM растворился еще два-три года назад. «Всей той пены, которая была на MIPIM в 2008 году, больше нет. Произошло оздоровление», - озвучивает мысли строителей гендиректор «РЕНОВА-СтройГруп» Михаил Семенов. По его словам, сейчас на выставке идет «только реальная работа», и представляются «только реальные объекты». Глава корпорации «Баркли» Леонид Казинец констатирует, что рынок очистился от компаний, которые делали много шума, но были малоэффективными для него. «Остались думающие люди, компании. Это хорошо видно здесь», - говорит он. Гендиректор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров указывает, что выставка стала «спокойнее в хорошем смысле слова», а у девелоперов вместе с переменами на рынке «меняется мышление». В целом MIPIM в 2011 году девелоперы чаще всего называли словом «нормальный». Здесь всего было в меру и все было в норме. Никаких крайностей, депрессивных настроений, безудержного веселья или бурлеска не наблюдалось. Участник рынка назвали это отсутствием «эффекта Полонского». Самые громкие салюты, роскошные фейерверки и эпатажные вечеринки в предкризисные годы были связаны с этим именем. Теперь же статус самого качественного мероприятия без галстуков вот уже три года получает вечерний прием правительства Москвы, проводимый под патронажем первого заммэра столицы Владимира Ресина в отеле Martinez. Из неофициальных мероприятий самым ярким событием стала стихийно образовавшаяся вечеринка русских в клубе Baoli. Было весело и, как ни странно, уютно. Кругом было нормальное человеческое общение. Здесь можно было видеть почти всех строителей, отметившихся в журнале Forbes в докризисные годы. Так, были замечены экс-совладелец группы ПИК Кирилл Писарев и владелец компании Snegiri Александр Чигиринский. Последний, кстати, стал чуть ли не единственным из россиян на MIPIM, кто «выгуливал» вдоль побережья яхту. Другие же предпочитали не тратить десятки тысяч евро на морские прогулки, видимо, убедив себя, что рынок изменился, и скромно путешествовали на арендованных автомобилях представительского класса (в этом году родных для Канн спорткаров у Дворца Фестивалей почти не было) в сторону брендовых бутиков в соседней Ницце или Милане. Ну а самым душевным мероприятием для русских в эти дни, пожалуй, стал футбольный вечер, посвященный матчу ЦСКА - Порту на террасе Дворца Фестивалей, организованный Mosmedia Group и стартапером Джамилем Гусейновым. После нескольких ящиков хорошего шампанского/ пива и добрых сигар, люди потихоньку отвлекались от поражения наших футболистов, довольно прохладной для Канн погодой и отсутствия громких проектов и сделок. «Может, это и есть стабильность», - задумчиво ответил на вопрос, как ему выставка, гендиректор RRG Денис Колокольников, открывая очередную бутылку игристого вина. Хорошо бы, он оказался прав.

Арсений Меситов,

Интерфакс от 14.03.2011 г.

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты