Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

38 попугаев и все, все, все…

01.11.2010
Сегодня зооритейл восстанавливается после кризиса также активно, как и другие сети в торговом сегменте. Вместе с тем этот формат рынка еще достаточно молод и не обременен жесткой конкуренцией, что создает дополнительные перспективы для успешной работы в нем.

От пауков до крокодилов
«В советское время, — обращается к истории Андрей Панфилов, директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании RRG, — корм для животных приобретали где только можно. Длясобак их владельцы покупали в продуктовых магазинах и на колхозных рынках кости, обрезки, словом, отходы мясокомбинатов и животноводческих ферм. Тогда индустрия по торговле кормами и товарами для домашних животных даже на Западе только набирала обороты». «Ивсеже пусть не абы какие, но фирменные магазины в социалистическом обществе имелись, — высказывает свою точку зрения Любовь Петрова, старший консультант департамента торговой недвижимости NAI Becar. — Но, честно сказать, товары в них широким ассортиментом не отличались. Даже сетевой оператор имелся. Покрайней мере, владельцы домашних животных знали, как найти магазины под вывеской «Птичка», которые, по сути, и заменяли всю цивилизованную торговлю в этой сфере. При везении здесь можно было купить поводок, намордник, кое-какой корм и порой даже некоторых животных».
Сегодня количество специализированных магазинов выросло даже не в разы, а на порядки. Водной лишь Москве около 200 действующих торговых точек, прилавки, полки и подсобные помещения которых заполнены не только кормами и товарами для братьев наших меньших, но и самими животными, птицами и аквариумными рыбками. Сконца прошлого века стали появляться и сетевые операторы. Так, самой большой и известной считается компания Cats&Dogs, у которой в столице каждый день открыты двери 45 магазинов. Усетевого оператора «ЗооЛиния» 18 торговых точек, у «Зодиака» — 16, «Бетховен» имеет 13 магазинов, «38 попугаев» — 10, «Динозаврик» и «Миска» — по 8. Наращивают «мышцы» и другие сетевые операторы — «Четыре лапы», «Зообум», «Капуцин», «Марквет», «Пинчер». Остальную и более значительную долю московского рынка занимают розничные магазины, не объединенные единой торговой маркой.
Причем бизнес по реализации товаров и кормов для животных не стоит на месте, количество новых компаний и торговых точек с каждым днем только увеличивается. Внынешнем году в Москве появился новый сетевой оператор «ЛеМурр», который активно принялся развивать формат торговых площадок размером от 80 до 120кв.м, хотя в Санкт-Петербурге компания владеет магазином площадью около 1000кв.м. Неуступает в развитии и торговая сеть «Любимчик», которая увеличивает количество своих магазинов не только в Москве, но и в области, а также в регионах. Практически нет торгового центра, гдебы не присутствовал оператор по продаже товаров для животных. Мини-маркеты открываются и по принципу «магазин у дома», чтобы жители не затрачивали более десяти минут пешком до торговой точки. Нои это не все. Огромную нишу в рознице зоотоваров занимают интернет-магазины.

За место под солнцем
Казалосьбы, рынок уже наполнен до предела, конкуренты расталкивают друг друга локтями, но эксперты на этот счет спокойны: сегмент торговли товарами для животных все еще молодой, так что жесткой конкуренции не наблюдается и места под солнцем хватает всем. Конечно, без исключений и тут не бывает.
«Если помещение соответствует основным требованиям, то за него могут побороться и несколько операторов, — рассказывает Ольга Збруева, руководитель департамента по работе с клиентами компании ASTERA. — Ипобедителем становится тот, кто быстрее принимает решение, более гибок в согласовании коммерческих условий по продаже или аренде. Иногда помещение, ранее арендованное частным предприятием по продаже зоотоваров, освобождается, и тогда, как правило, его новым хозяином становится сетевой оператор этогоже сегмента. Есть и другая закономерность, когда, к примеру, новоявленный сетевой магазин, отличающийся от «индивидуалов» широким ассортиментом и низкими ценами, вытесняет несколько мелких близлежащих несетевых магазинов». Втоже время владельцы сетей предпочитают не обустраивать свои точки по соседству с такимиже коллегами-сетевиками.
Стрит-ритейл преобладает в спальных районах, и считается успехом, если нашлась площадка рядом с продуктовым магазином, возле станции метро или внутри крупного жилого массива. «Каки любая торговая точка, — комментирует А.Панфилов, — зоомагазин должен иметь хорошую проходимость и обладать свободной доступностью. Чтокасается товарооборота, то вполне показательным является тот факт, что подобные магазины успешно развиваются. Аведь особых преференций для них не делают ни владельцы ТЦ, ни собственники помещений стрит-ритейла. Вполне возможно, что рентабельность этого бизнеса несколько меньше, чем у торговцев продуктами, одеждой или обувью, но вполне конкурентоспособна».
«Существует два типичных формата работы зоомагазина, — дополняет Л.Петрова. — Одни могут заниматься реализацией кормов, товаров и различных аксессуаров, вторые ко всему сказанному оборудуют места и клетки для торговли животными и птицами». Если в зоомагазине представлены в основном корма и сопутствующие товары, то он относится к предприятиям по торговле товарами повседневного спроса и его целесообразно размещать в прикассовой зоне крупного универсама. Аесли речь идет о ТЦ, лучшего места, чем на этаже, где находится супермаркет, не придумаешь. Хотя в крупных торговых центрах, как показал опыт, довольно непросто продавать какую-либо живность, кроме рыбок. Во-первых, из-за отсутствия должного уровня вентиляции, во-вторых, из-за невозможности обеспечить животным нужный комфорт, наконец, из-за режима работы торгового центра. Поэтому магазины, в которых продают животных, представлены большей частью в сегменте стрит-ритейла.
«Одним из самых популярных и посещаемых в Москве магазинов считается «Папа Карло», что на Профсоюзной улице, — рассказывает Алена Пискунова, ведущий аналитик компании Paul's Yard. — Здесь можно выбрать любого питомца — от попугаев, собак, кошек, грызунов и рыбок до редких видов рептилий и млекопитающих. Есть и магазины, основной ассортимент которых составляют только лекарственные средства для животных, к примеру небольшая частная сеть из четырех магазинов «Марквет». Впоследние годы вместе с модой на миниатюрных собачек пришла новая тенденция популярности аксессуаров и одежды для них. ВМоскве есть магазины, предлагающие исключительно одежду и аксессуары для собак. Некоторые из них работают совместно с салонами красоты для животных».
«Чтокасается кормов, — замечает Олег Смертов, консультант отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield, — то этот товар присутствует в магазинах любого формата, а ассортимент представлен практически для всех видов животных и птиц. Оданных по товарообороту можно только догадываться. Темне менее, на мой взгляд, доход точки размером 70–80кв.м в проходных местах и прикассовых зонах может доходить до 200тыс.руб. в месяц».

Размеры и примеры
Средняя площадь зоомагазинов — 50–80кв.м. Ноесли маркет помимо кормов и сопутствующих товаров предлагает покупателям и самих животных, птиц и рыб, его площадь может достигать 250–300кв.м. «Все зоомагазины и палатки бывают трех основных форматов, — делится информацией А.Панфилов. — Впервую группу попадают торговые точки общей площадью не более 20кв.м, которые, как правило, располагаются в прикассовых зонах супермаркетов. Ковторой относятся все торговые точки стрит-ритейла площадью от 100кв.м и больше. Наконец, к третьей группе принадлежат крупные торговые площадки в ТЦ и ТРЦ». Здесь тоже не обходится без конкуренции между сетями, поскольку в любом торговом центре может быть представлен только один оператор зоопрофиля.
«Самые опытные операторы, — отмечает Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane Realty, — организовывают пространство зоомагазина по принципу аптеки: часть ассортимента, например корма, находится в свободном доступе, а специальные товары и животные — за прилавком и в вольерах. Второй существенный нюанс «животного» бизнеса состоит в том, что содержать арендованные магазины становится все сложнее, ведь ставки здесь постоянно повышаются».
«ВТЦ и ТРЦ, — отмечает А.Пискунова, — стоимость аренды площадей может достигать 3–5тыс.долл./кв.м/г. в зависимости от торгового комплекса. Встрит-ритейле ставка значительно меньше— от 800 до 1200долл., но опять-таки в зависимости от количества арендуемых квадратных метров и местонахождения магазина».
«Мощность энергообеспечения при этом должна быть не менее 20кВт, — дополняет О.Збруева, — иначе система вентиляции для устранения неприятных запахов от кормов и самих животных просто не потянет. Ну а цоколь зачастую арендуют только в том случае, если в нем размещается продуктовый якорь и установлены траволаторы на первый уровень и паркинг».
Наиболее активно разбирают площадки с открытыми планировками и на первых этажах. Это делают только с лучшими намерениями для покупателя: ведь при транспортировке тележки с тяжелыми упаковками кормов (до 50кг) к месту парковки клиенту придется прикладывать гораздо меньше усилий.
Остается только добавить, что торговля зоотоварами, как и домашней живностью, после кризиса снова начинает набирать обороты. Втяжелые времена владельцы животных покупали разве что корма для своих любимцев, да и то не самые дорогие. Авот аксессуары и сопутствующие товары для животных, птиц и рыб залеживались на прилавках — люди экономили и на себе, и на своих любимцах. Довольно редкие клиенты решались заводить даже рыбок, не говоря уже о самых верных друзьях — породистых и декоративных собаках и кошках. Нов начале текущего года запросы покупателей стали гораздо шире. Даи операторы повеселели: по статистике, помещение под новый зоомагазин теперь арендуется каждые два-три месяца.
К СВЕДЕНИЮ
Понекоторым данным, москвичи содержат в семьях более 5 млн самых разных животных — от собак и кошек до мышей и удавов, не говоря уже о птицах и аквариумных рыбках. Среди них одних только собак насчитывается порядка 1,5млн особей.
Наиболее известные торговые сети в сегменте зоотоваров
Торговая сеть
Средняя площадь магазина, кв. м
Кол-во магазинов
Cats & Dogs
80–200
60
«Четыре лапы»
50–100
40
«Зообум» («38 попугаев»)
100–200
29
«Любимчик»
80–200
28
«ЗооЛиния»
40–150
21
«Миска»
70–100
9
«Динозаврик»
200–250
9
«Миллион друзей»
200–300
4
Поданным компании NAI Becar

Сергей Романов,
Недвижимость и Цены от 01.11.2010 года
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты