Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Белых пятен меньше, или Еще раз о кластерах

19.07.2010
Москву поделили на кластеры сравнительно недавно. В 2005г. консалтинговая компания RRG впервые попыталась применить в российской столице принципы кластерного районирования.
 
Тогда же специалисты компании предположили, что с развитием мегаполиса первоначальная схема будет видоизменяться, и не ошиблись. Об этом авторы проекта рассказали журналистам на пресс-конференции.
 
 
К истории вопроса
 
Представьте себе два аула, которые расположены в долинах, разделенных высокой непреодолимой горой. Из-за этой естественной преграды жители селений могут вообще не пересекаться друг с другом, говорить на разных диалектах и соблюдать абсолютно разные обычаи, годами не выезжая со своей территории (конечно, при условии, что у них в ауле имеется все необходимое для полноценной жизни). А между тем расстояние по прямой между двумя селениями может быть совсем небольшим, и по хорошей равнинной трассе преодолеть его не составляло бы никакого труда.
 
Этот пример, приведенный на пресс-конференции генеральным директором RRG Денисом Колокольниковым, дает нам понимание того, что же такое кластер (в переводе с английского— «гроздь», «связка»). В современных мегаполисах происходят процессы, похожие на описанный выше пример. Как правило, жители Москвы большую часть своего времени проводят либо в районе, где живут, либо там, где работают. Мы посещаем в основном те магазины, клубы или кинотеатры, к которым можно легко подъехать или дойти пешком. И хотя районы столицы на горные аулы совсем не похожи, однако и они разделены естественными или искусственными преградами, из-за которых мы редко покидаем свою территорию обитания.
 
К естественным и самым труднопреодолимым преградам относятся леса, водные объекты и рельеф, к искусственным— железные дороги, автомагистрали, промышленные зоны. Таким образом, кластер фактически представляет собой город вгороде, в котором для нормальной жизни его обитателей есть все или практически все: банки, магазины, школы, аптеки.И если население этого «города» может удовлетворить все свои потребности в пределах кластера, то без особой необходимости не придется преодолевать такие малоприятные преграды, как, например, многочасовую пробку на единственном мосту через железнодорожную ветку. Именно поэтому районы, расположенные сразных сторон одной большой магистрали или по разные стороны железной дороги, обычно относятся кразличным кластерам, поскольку такие препятствия и являются их границами.
 
А вот для мегакластера, как для более крупного объединения, такие магистрали являются связующим звеном, главной артерией. Поэтому RRG, взяв трассы за основной фактор, выделила в 2005г. 12мегакластеров: Центральный, Кутузовский, Волоколамский, Ленинградский, Дмитровский, Ярославский, Щелковский, Шоссе Энтузиастов, Волгоградский, Каширский, Варшавский, Ленинский. Именно на границах этих районов (о чем известно любому автомобилисту) ивозникают основные пробки— железные дороги иреки разрезают город на части, соединенные одной или двумя дорогами. Конечно, Третье кольцо иМКАД отчасти решили проблему, но кластеры по-прежнему живут каждый своей жизнью.
 
 
Пазлов прибавилось
 
Итак, согласно первой версии делениястолицы на территории в 2005г. Москва была поделена на 12 мегакластеров, то есть, по сути, на крупные «города» с населением от 800тыс. до 1млн человек, в которые вошло 87 кластеров с населением 80–120тыс. человек. Через год, в 2006-м, специалисты компании RRG внесли в свой проект небольшие корректировки, более дробно разделив центральную часть столицы, и число кластеров было увеличено до 94. Заключительная на сегодняшний день версия была составлена в конце 2009 г. Теперь на кластерной схеме Москвы, которая очень напоминает детскую цветную мозаику, «пазлов» прибавилось: согласно последней редакции число мегакластеров увеличено до 13, а количество кластеров— до 121.
 
Причинами эволюции кластерного деления руководитель проектов компании RRG Антон Коротаев назвал накопленный специалистами компании опыт в разработке проекта, динамику развития города и его изменяющийся социодемографический ландшафт.
 
Жизнь не стоит на месте, Москва застраивается, появляются новые микрорайоны и станции метро, сносят ветхие дома, меняется транспортная инфраструктура. Такие предпосылки к изменению кластерного деления авторы проекта называют физическими. Но есть еще и концептуальные, которые соотносятся со структурой жилого фонда и уровнем жизни населения, а также с наличием белых пятен на территории столицы. «Раньше на карте Москвы были так называемые белые пятна— это либо малозаселенные районы, либо зеленые зоны, — теперь мы включили их в состав тех или иных кластеров»,— пояснил А. Коротаев.
 
В частности, не входили ранее в состав кластеров (мегакластеров) такие анклавные территории, как Зеленоград, Внуково, Некрасовка, Рублево, Восточный (а это 6% от общей площади и свыше 260тыс. жителей). Теперь они стали полноценными кластерными единицами, а город Зеленоград получил статус отдельного, 13-го мегакластера. Претерпел изменения и Центральный мегакластер, площадь которого увеличилась сразу на 30%, а население на 20%.
 
Произошли изменения и на западном направлении. Новая автомагистраль Звенигородского шоссе, переходящая в федеральную трассу М9, стала второй артерией Волоколамского мегакластера. В итоге территория «Большого Сити», ранее входившая в Ленинградский мегакластер, теперь вошла в состав Волоколамского. Кроме того, новая трасса разделила кластер Мневники на Щукино и Хорошево-Мневники, каждый из которых тяготеет к своему шоссе. В последней редакции претерпел изменения и кластер Кузьминки. Теперь, вследствие строительства нового жилого микрорайона Волжского с населением почти 20тыс. человек и из-за крайне напряженной ситуации с автомобильным движением на Волгоградском и Рязанском проспектах, этот некогда самый большой по численности кластер разделился на три независимых — Рязанский, Волжский и Кузьминки.
 
 
Что это дает?
 
И все-таки главные вопросы, которые возникают в связи с кластерным делением столицы,— где можно использовать данную теорию и чем она полезна. Здесь уместно напомнить, что в первую очередь принцип географического районирования на основе как природных, так и социально-экономических характеристик направлен на полномасштабное изучение той или иной территории с целью построения зон охвата и последующей разработки концепции девелоперских проектов.
 
Как отметил Д. Колокольников, весь комплекс исследований для каждого конкретного проекта проводится именно в кластере, а при разработке более глобального проекта изучаются также соседние кластеры и даже мегакластеры. И в каждом определяются плотность, качество жилой застройки, состав жителей, уровень доходов и потребительские предпочтения, автомобильный и пешеходный трафики, транспортная доступность, а также наличие в данной связке аналогичных объектов. Именно поэтому кластерный анализ позволяет легко определить, какого класса объект нужно строить в данном кластере и почему (а также можно просчитать, например, будут ли два идентичных объекта отбирать друг у друга покупателей). И чем больше получено информации об исследуемой территории, тем выше шансы, что объект будет построен именно для той целевой аудитории, которая принесет наибольшую прибыль.
 
Кроме того, весьма полезны данные кластерного анализапри комплексном развитии территорий и мониторинге рынка.
 
Одним словом, прикладной характер данной теории имеет достаточно широкий спектр применения, поэтому специалисты консалтинговой компании RRG намерены и в будущем продолжить свою работу над кластерным делением столицы.
 
Наталья Чистякова,
журнал "Недвижимость и Цены" от 19.07.2010 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты