Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Торговая недвижимость: цифры и тенденции

05.04.2010
В феврале эксперты отметили рост объема предложения в торговом сегменте рынка. При этом в экспозиции появлялись и крупные объекты. Например, по данным экспертов компании RRG, на продажу был выставлен торговый комплекс «Москвичка» на Новом Арбате (объект площадью 8267кв.м предлагали за 13667долл./кв.м).
 
Динамика цен свидетельствует о том, что стоимость объектов, экспонирующихся с января, практически не изменилась. Новые февральские предложения уже были дороже. Этот процесс особенно ярко проявился на периферии столицы. Врезультате средневзвешенная цена за пределами Садового кольца в феврале выросла на 11% — до 5270долл./кв.м.
 
В центре Москвы картина была несколько иной. Стоимость торговых объектов снизилась на 3% и составила 13800долл./кв.м. Впрочем, специалисты RRG не видят в этом тенденции. Скорее всего, на ситуацию повлияло появление в феврале ряда относительно дешевых предложений, вчастности на Новинском бульваре (366кв.м — за 8197долл./кв.м), на ул.Валовой (603кв.м — за 8067долл./кв.м) и на Рождественском бульваре (3388кв.м— за 5903долл./кв.м).
 
 
По мнению аналитиков компании Jones Lang LaSalle, на рынке грядет эпоха аутлет-центров. Недавно несколько компаний заявили о планах строительства подобных объектов. Посещаемость торговых комплексов традиционного формата в среднем выше, чем аутлет-центров, но покупатели готовы потратить здесь гораздо больше времени и денег, чем в обычных торговых центрах (ТЦ).
 
Текущая ситуация в России представляется наиболее подходящей для выхода аутлетов, так как их бизнес-модель строится на продаже товаров со скидками. Это достигается за счет низкой арендной ставки на помещения, находящиеся на окраинах города или за его пределами.
 
Некоторые ритейлеры уже открыли аутлет-магазины, что подтверждает готовность рынка к их появлению. Однако магазины разбросаны по всему городу, что неудобно для потребителей.
 
Вместе с тем последствия экономического кризиса все еще продолжают сказываться на российских торговых операторах. Вчастности, февраль стал роковым для сети салонов связи «Беталинк», магазины которой были закрыты еще в начале года. Кконцу зимы ритейлер был признан банкротом. Вкачестве причины эксперты компании Blackwood называют общее снижение спроса на мобильные телефоны. Данный факт подтверждает тенденцию, начавшую формироваться в 2009г.: на высококонкурентных рынках мелкие игроки будут постепенно вытесняться крупными, имеющими более стабильное финансовое положение.
 
 
По данным компании RRG, средний уровень аренды в торговых объектах центра столицы в феврале вырос на 2% и составил 1550долл./кв.м/г. Посравнению с февралем прошлого года это ниже всего на 3%. Данный факт свидетельствует о стабильности сегмента, ставки в котором уже в течение года находятся в коридоре 1450–1600долл./кв.м/г.
 
Средняя ставка за пределами Садового кольца за месяц поднялась на 11%— до 683долл./кв.м/г. Такой стремительный рост «аппетита» собственников периферийных объектов объясняется общим оптимистичным настроением на рынке. Ещеодной немаловажной причиной стало серьезное уменьшение (на 43%!) средней площади объектов. Иными словами, сработал известный принцип «чем меньше, тем дороже».
 
Еще одно немаловажное наблюдение заключается в том, что если в январе с арендными ставками выше 2000долл./кв.м/г. экспонировалось только два объекта, то в феврале уже 11, причем располагались они не только в основных торговых коридорах.
 
Синхронность в росте арендных ставок, а также тот факт, что рынок аренды обычно первым сигнализирует о появлении новых тенденций, свидетельствует о зарождении положительного ценового тренда. Ещеодним подтверждением тому может служить объем предложения. Посравнению с февралем прошлого года он снизился весьма ощутимо: за пределами Садового кольца количество площадей, сдаваемых в аренду, снизилось на 36%, а в центре — на 54%.
 
Ставки аренды на рынке помещений формата street retail в феврале стабилизировались, считают эксперты компании Blackwood. Вбольшинстве торговых коридоров отмечался рост деловой активности. Нанаиболее популярных и престижных улицах даже появлялись предложения выше среднего значения, что указывает на положительные ожидания собственников помещений относительно развития сегмента в будущем и косвенно на возрождающийся интерес со стороны торговых операторов.
 
В случае если данный позитивный тренд сохранится в течение года, то при отсутствии новых экономических потрясений сегмент street retail сможет вырасти на 15–25% к концу 2010г. Свысокой вероятностью этот рост будет постепенным. Также следует ожидать и сокращения уровня вакантных площадей: на наиболее востребованных улицах он приблизится к нулю, на менее популярных— снизится до 5–7%.
 
 
В московских проектах ТЦ владельцы стремятся подписать договоры аренды по фиксированной ставке, отмечают в компании Cushman& Wakefield, тогда как в региональных городах арендаторам чаще удается договориться о проценте с товарооборота. Каки в прошлом году, основные торговые операторы пока сконцентрировались на развитии своей деятельности в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы по-прежнему остаются вне их основных приоритетов.
 
 
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
 
Олеся ЧЕРДАНЦЕВА, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости компании Jones Lang LaSalle:
«Строительство аутлет-центров в Москве совпало с изменением потребительских предпочтений. Люди по-прежнему ценят товары известных марок, но при этом стараются экономить. Именно поэтому аутлеты будут востребованы как москвичами, так и гостями столицы. Постепенно вытесняя барахолки, они начнут способствовать распространению современных форм организованной торговли».
 
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА АРЕНДЫ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ФЕВРАЛЕ 2010 Г.
Торговые
помещения
Кол-во
экспонируемых объектов
Суммарная
стоимость
объектов,
млн долл.
Площадь,
тыс. кв. м
Средняя ставка,
долл./кв.м/г.
общая
средняя
Внутри Садового кольца
88
36
25
0,29
1550
Вне Садового кольца
451
104
163
0,36
683
Компания RRG
 
 
ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, ЗАЯВЛЕННЫЕ К ОТКРЫТИЮ В 2010 Г.
Торговый центр
Дата открытия,
кв. 2010 г.
Адрес
Площадь, кв. м
общая
торговая
ВИВА
I
Поляны ул.,8
32 000
21 560
Ключевой
I
Борисовские Пруды ул./
Ключеваяул./Паромная ул.
26 600
13 700
Речной
I
Фестивальная ул., 2
117 000
63 585
ВЕГАС
II
МКАД, 24-й км
398 000
130 000
Каспий
II
Кронштадтский бул., 3
17 050
9940
РИО (Шоколад)
II
МКАД, 2-й км
175 000
57 881
Mall of Russia
III
Краснопресненская наб., уч-к16
179 000
101 000
Измайловский
III
4-я Парковая ул., 16
17 600
9100
Калейдоскоп
(Тушино Плаза)
III
Пересечение Химкинскогобул. иСходненскойул.
55 440
33 000
Парус
III
Новокуркинское ш., 1, мкр-н 17
35 500
20 000
Центральный рынок
III
Цветной бул., 15
36 800
15 000
Гагаринский
III
Вавилова ул., 3
200 000
67 000
Центр искусства, культуры и досуга им. А.И.Райкина
IV
Пересечение Шереметьевскойул. иТретьеготранспортного кольца
74 800
17 000
Гудзон
IV
Каширское ш., 12
122 800
64 000
Отель Москва
IV
Охотный Ряд ул.,2
200 000
27 000
Источник: компания C&W

журнал "Недвижимость и Цены" от 05.04.2010 г.

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты