Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Фитнес-центры и ночные клубы — самые нежеланные арендаторы в Москве

27.02.2010

Никогда еще столичная недвижимость не была такой доступной для бизнеса. И без того щадящие ставки ( ппппо данным компании RRG, в Москве с января 2009 г. по январь 2010 г. ставки аренды на офисы упали на 26%, на торговые помещения — на 33%) вполне могут опуститься еще ниже, ведь в офисах не занято до четверти площадей, а новые торгцентры открываются полупустыми. Но есть арендаторы, которых почему-то все это не приводит в восторг. Они ходят по рынку как неприкаянные и месяцами не могут найти себе места.

Нужен ли девелоперу фитнес-центр

Спросите любого брокера о самом проблемном его клиенте, и он наверняка ответит: фитнес-центр. На поиск помещения тут уходит пять-шесть месяцев. И не потому, что владельцы фитнес-клубов такие капризные: выбор ограничен сложными техническими требованиями.
Фитнесу необходимо помещение от 3 тыс. кв. м c высотой потолков от 3 м. А еще 80% клубов хотят бассейн, а это надежные инженерные системы и дополнительная нагрузка на перекрытия - рассказывает директор по коммерческой недвижимости компании Blackwood Дэвид О'Хара. К тому же фитнес мало платит — $250–300 за 1 кв. м в год. В январе средняя ставка аренды офисов в Москве была равна $635 за 1 кв. м в год, иначе бизнес не будет приносить доход. Вложив немало денег в ремонт помещений, фитнес-центр должен быть уверен, что договор аренды с ним не расторгнут в течение пяти лет, а ставка аренды не будет индексирована. В общем, неудивительно, что размещение фитнес-центра — это добрая воля девелопера и просто маркетинговый ход для привлечения посетителей, поясняет Анна Двуречинская, консультант отдела по работе с владельцами офисных площадей компании Jones Lang LaSalle (JLL), или других арендаторов. Бизнес на этом сделать тяжело.

Для каких ресторанов мест нет

В практике брокеров бывали случаи, когда ресторан, открывшийся в жилом доме, закрывался из-за жалоб жильцов - говорит Алексей Могила из Penny Lane Realty, на шум от вентиляции и музыку, постоянные толпы народа под окнами - перечисляет претензии жильцов к ресторанам владелец ресторана Nostalgie и сети «Грабли» Роман Рожниковский.

Но это еще полбеды. Должны быть парковка, местоположение на первой линии домов и достаточные электрические мощности. А еще ресторан не может платить больше $1000–1200 за 1 кв. м в год. По данным RRG, средняя ставка на торговые помещения внутри Садового кольца в январе была равна $1519 за 1 кв. м в год. Раньше ставку ресторанов перебивали казино, а теперь — парфюмерные магазины, которые готовы платить вдвое больше. Так что кризис ничего не изменил. Ставки на торговые помещения в центре просели всего на 10% подсчитала компания RRG. В ситуации столь острой конкуренции за места ресторан может искать себе помещение целый год.

За что не любят ночные клубы

Сложными клиентами брокеры считают и ночные клубы. Расположение в центре, паркинг, хорошая вентиляция, жесткие требования к пожарной безопасности, нежилое здание, площадь помещения от 700 кв. м и потолки не ниже 4 м перечисляет основные требования клубов Дэвид О'Хара из Blackwood. И за все эти условия клуб готов заплатить не больше $600 за 1 кв. м в год. Вроде бы цена почти рыночная, но у ночного заведения своя специфика, из-за которой его не жалуют собственники: большое скопление людей, продажа алкоголя, взаимоотношения с надзорными службами вроде МЧС и наркоконтроля говорит директор департамента коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty Алексей Могила. А ведь еще есть пожарная безопасность — ее правилами после трагедии в «Хромой лошади». После пожара в пермском клубе власти основательно закрутили гайки участники рынка стараются не пренебрегать.
Вот и мучаются с клубами брокеры по полгода и больше. Некоторые клубы удается посадить в бывших промышленных зданиях, но не всякой публике придется по душе индустриальный интерьер.

На чем экономят арендаторыКому отлично подходят бывшие заводские цеха, так это вычислительным центрам банков, IT-компаниям и data-центрам. Там низкая арендная плата и высокие электрические мощности — то, что надо подобным арендаторам говорит Анна Двуречинская из JLL. Только цехов на всех не хватает, а потому эти компании стоят на 4-м месте в списке проблемных клиентов брокеров.
Замыкают пятерку арендаторы, у которых есть call-центры. Компании привыкли экономить на support-подразделениях, поэтому телефонных операторов они предпочитают размещать на городской периферии, но в шаговой доступности от метро, чтоб не тратиться на шаттлы. Правда, кроме бюджетного бизнес-центра им нужна эффективная планировка, на которой можно компактно разместить много рабочих мест: из расчета одно на 4 кв. м. Хотя принято одно на 10–12 кв. м. Платят такие арендаторы по рыночным ставкам, но это ненамного облегчает для них поиски помещений.
 
Лилия Лобанова,
газета "Маркер" от 27.02.2010
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты