Консалтинговая компания RRG в рамках еженедельного мониторинга вакантных площадей на рынке коммерческой недвижимости в Москве подвела итоги марта 2009 г.
Начатые до кризиса проекты увеличивают объем предложения.
Как и в предыдущие кризисные месяцы, в марте наблюдался рост предложения коммерческой недвижимости в аренду. В последний месяц квартала объем предложения во всех сегментах превысил 3,5 млн. к.в.м.
Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, происходит ротация арендаторов. Многие арендаторы, почувствовав ухудшение экономической ситуации, предпочли переехать в более скромные помещения (меньшей площади, менее престижно расположенные, и т.п.), чтобы снизить расходы на аренду. Другие отказались от планов по переезду в помещения более высокого класса и расширению арендуемой площади. Параллельно достраиваются и вводятся в эксплуатацию новые объекты, строительство которых началось еще до кризиса. Соответственно, на рынок выходят новые коммерческие площади, еще более увеличивая предложение.
«В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего сокращения спроса, дальнейшего появления на рынке новых площадей, и – соответственно – дальнейшего роста объема предложения (правда, существенно меньшими темпами). – говорит генеральный директор RRG Денис Колокольников. - Конечно, в такой ситуации собственникам нужно стараться удержать уже существующих арендаторов. Так что неудивительно, что ставки аренды снижаются уже несколько месяцев, и по многим предложениям на рынке арендаторы могут торговаться с собственником весьма успешно. Недавно мы проводили комплексный аудит по офисному проекту и в качестве аналогов были проанализированы 15 объектов класса А и В в одном мегакластере. Интересно было отметить, что при проведении «контрольной закупки» торг составлял по различным объектам от 15 до 47% от цен предложения. Более того, с уверенностью можно сказать, что в ближайшее время снижение ставок будет продолжаться, хотя не так активно.»
Однако, в марте можно было отметить и активизацию на рынке аренды, что привело к увеличению количества сделок. При этом с рынка быстро «уходят» наиболее дешевые предложения в своих сегментах, а также «дефицитные» объекты (например, крайне дешевые для своего класса, или расположенные в уникальных местах).