Консалтинговая компания RRG в рамках еженедельного мониторинга вакантных площадей на рынке коммерческой недвижимости в Москве подвела итоги февраля 2009 г.
Основные тенденции
Рынок аренды «эпохи кризиса» характеризуется одной ярко выраженной и устойчивой тенденцией во всех сегментах – ростом объема предложения. С момента начала кризиса суммарный объем экспонируемых вакантных площадей в Москве вырос практически в 3 раза и в феврале объем вакантных площадей на открытом рынке (во всех сегментах) превысил 3 млн. кв.м.
Причины очевидны. Большинство арендаторов отказались от планов по переезду в новые более высокие классом помещения и расширения арендуемой площади, существенно усложнив жизнь арендодателям, которые считали эти площади практически сданными. Многие компании, почувствовав ухудшение экономической ситуации, предпочли переехать в более скромные по площади помещения, чтобы снизить расходы на аренду. Часть компаний просто прекратили свое существование, вследствие чего высвободилось еще какое-то количество офисных, а порой еще и торговых или складских площадей. Дополнительный приток вакантных площадей поступил и от собственников, который, отчаявшись продать свои объекты по адекватной цене, стали сдавать площади в аренду. Нельзя не упомянуть и попытках компаний сдавать «излишки» площадей в субаренду.
При этом в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего роста объема предложения (как за счет сокращения спроса, так и за счет введения новых объектов, строительство которых заканчивается).
Тем не менее, в феврале был отмечен и рост спроса. Этот рост стал следствием повсеместного переселения арендаторов в более дешевые помещения (меньшие по площади или более удаленные от центра), помноженного на возвращение к деловой активности после январских праздников. Впрочем, это явление можно считать даже не «ростом», а временным «всплеском». Скорее всего, после серии массовых переездов спрос опять упадет. Тем более, что общий объем вакантных площадей данный «спрос» не сокращает, а скорее – наоборот – увеличивает. Ведь многие компании путем переезда высвободили дополнительные площади.
Безусловно, в сегменте аренды, как и сегменте купли-продажи, наступил рынок потребителя, который диктует совсем другие «правила игры». В такой ситуации собственникам нужно стараться удержать уже существующих арендаторов. И помимо абсолютно логичного в этой ситуации снижения ставок, арендодатели предлагают и другие преференции. В частности, в феврале была отмечена еще одна новая тенденция во взаимоотношениях собственников и арендаторов – переход на рублевые договора. При этом арендодатели, зачастую имея валютные кредиты, проявляя лояльность к арендаторам, готовы фиксировать договора в рублях.