Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Большие перемены

01.04.2009

Признаки рецессии сегодня отчетливо проявились практически во всех сферах российского бизнеса. Ритейл не стал исключением, причем проблемы розничного сегмента связаны не только с очевидными причинами: дефицитом банковского финансирования и спадом потребления. Существенную роль сыграли также не всегда удачная непрофильная активность торговых сетей и зачастую неподъемные в нынешних условиях ставки аренды.

До кризиса ритейлерский бизнес многим представлялся беспроигрышным. Потребительский бум и рост объемов торговых площадей (в русле европейской тенденции оптимизации соотношения торговых «квадратов» и населения) являлись устойчивым трендом последних лет, увы, заглушавшим опасения, что основанный на чрезмерных заимствованиях путь развития является достаточно рискованным.

Тревожная осень

Первые серьезные признаки неблагополучия наметились осенью 2008 года — у ритейлеров возникли проблемы с поставщиками, решить которые с помощью новых кредитов было уже невозможно. Появились сообщения о тяжелом положении конкретных компаний (см. также «Час расплаты» в «СНИП» №11, 2008 г.). В частности, было объявлено, что розничная компания «Мосмарт» находится на грани банкротства и закрывает все 54 «Мосмартика» в Москве и Московской области. В числе наиболее проблемных упоминалась также сеть «Вестер». Множество исков от производителей было предъявлено к ГК «Виктория».

Ряд операторов — «Холидей», «Патэрсон», «Магнолия» — столкнулись с трудностями из-за необходимости расплачиваться по облигациям 2008 года. Решить проблемы им удалось только с помощью государственных займов. По сделанному осенью заявлению собственников сетей, в целом для улучшения ситуации ритейлу было необходимо не менее $2 млрд. На сегодняшний день кредитные линии также получили Х5 Retail Group (9 млрд рублей), «Магнит» (2,5 млрд рублей), «Седьмой континент» (2,5 млрд рублей) и «Лента» (1,38 млрд рублей), «Мосмарт» (1,5 млрд рублей). В марте кредитный договор со Сбербанком на 2,7 млрд рублей подписала ГК «Виктория». Кроме того, заем размером 700 млн рублей в марте удалось получить компании «Самторг» — оператору сети «Самохвал». Деньги, предоставленные банками «Возрождение» и «Северный морской путь», будут направлены на реабилитацию «Самохвала».

В поисках выхода

Однако даже те, кого помощь коснулась, не говоря уже об «обделенных», оказались в тяжелом положении. Многие — перед нелегким выбором: уходить с рынка или серьезно реструктурировать бизнес. В целом, по информации президента Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, около 20 розничных сетей прекратили свое существование в 2008 году, в 2009 году их количество может сократиться еще на 50. В частности, о банкротстве объявили «Грос смарт», крупнейший омский франчайзи X5 Retail Group — «Партнерритейл», а также московская сеть магазинов компьютерной техники «Неоторг». К концу марта число магазинов сети «Цифроград» сократилось более чем втрое — с 450 до 130 торговых точек. В том числе из 150 салонов в Москве закрылись 120. Часть активов «Цифрограда» за долги передана официальному дилеру телефонов Nokia — ООО «Деловой партнер». Это не единственный ритейлер, который «платит по счетам» своей недвижимостью. По некоторым данным, в собственность Сбербанку уже передано около 300 тыс. м2 недвижимости сети «Алпи». Банк, в свою очередь, начал распродажу гипермаркетов. В похожей ситуации находится сеть магазинов «Матрица». В частности, банк «Уралсиб» недавно забрал у нее помещение площадью 7 тыс. м2 в Москве, сообщает «РБК Daily». Общий долг «Матрицы» составляет 4,2 млрд рублей, и процесс передачи недвижимости банкам в ближайшее время активно продолжится. И «Алпи», и «Матрица» рассчитывают заключить договоры аренды по большинству «отданных» помещений. Компания «Алпи» начала распродажу недвижимости. Кроме того, ожидается большое количество сделок — на продажу выставлено уже более 40 торговых компаний, которые могут стать предметом поглощения со стороны более сильных игроков. К ним сегодня, согласно мнению экспертов, в основном относятся крупные сети, ориентированные на демократичный сегмент покупателей.

Кризисные потери
По данным компании Knight Frank, к последним главным новостям рынка ритейла можно отнести: банкротство сети аптек «Первая помощь» холдинга «Генезис», закрытие в Самаре, Тольятти и Новосибирске сети магазинов «Шоколадница», заявление на банкротство от компании, управлявшей московским филиалом сети «Смак» «Розницио-М», закрытие столичных монобрендовых бутиков Stella McCartney и Alexander McQueen компании Arts Group, сокращение портфеля брендов и сворачивание планов по региональному развитию компании «БТК групп», закрытие холдингом «Марта» сети «Гроссмарт», сокращение количества торговых точек на Урале (продажа магазинов) сети медиа-маркетов «Сфера».

«Магнит» в связи с создавшимися сложностями заявил о сокращении инвестпрограммы на 2009 год с $1,4 млрд до $1 млрд и уменьшении числа новых гипермаркетов с 17 до 10. Группа компаний «Виктория» намерена открыть в 2009 году всего 10 магазинов, хотя в прошлом году ввела 35. В планах «Евросети» — закрытие 90 торговых точек, а «Красного куба» — трети магазинов.

Руководство Х5 Retail Group уже в конце прошлого года не скрывало своих намерений переориентироваться в основном на сеть «Пятерочек», то есть, по сути, перейти в более низкую ценовую нишу. При этом в супермаркетах сети цены станут самыми низкими на рынке, заявил исполнительный директор Х5 Лев Хасис. Это будет сделано для того, чтобы сохранить и увеличить покупательский поток, пусть и ценой потери часть прибыли. «Демпинговой» тенденции соответствует покупка компанией X5 сети «Карусель» и ребрендинг относящегося к более высокой ценовой линейке «Перекрестка». С другой стороны, X5 Retail Group вынашивает и противоположные планы — освоить дорогой сегмент. Компания уже открыла в Москве первый супермаркет премиум-класса «Зеленый перекресток», до конца года таких магазинов должно появиться 2-3.

Ситуация с элитными магазинами вообще весьма интересна. С одной стороны, теоретически кризис максимально негативно повлиял именно на люксовый сегмент. Например, сеть товаров для дома «Санта хаус» закрывает половину своих магазинов. Будет приостановлена деятельность нескольких супермаркетов в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Самаре и Тюмени. В России, как отмечает заместитель гендиректора компании TriGranit Development Russia Марианна Романовская, нельзя рассчитывать на характерную для западных стран инертность стереотипов богатой части населения во времена кризиса. По мнению эксперта, особенность нашей страны заключается в том, что среди потребителей магазинов высокого сегмента всегда было много «стремящихся наверх», то есть тех, кто фактически к соответствующему социальному слою не относился. Сегодня они вряд ли смогут остаться в числе лояльных покупателей люксовых магазинов.

С другой стороны, практика показывает, что удачно расположенные дорогие торговые объекты с концентрированным потоком целевой аудитории успешно противостоят спаду. Например, ни «Глобус Гурмэ», ни «Азбука вкуса», по данным RRG, не заявляли о приостановке развития. Последняя даже планирует в ближайшие полгода открыть 2 новых супермаркета. По словам ее директора по развитию Сергея Руссова, спада продаж по сравнению с прошлым годом пока не наблюдается. Но при этом у «Азбуки» есть и проект нового бюджетного подформата — магазинов «Оливье».

В целом же, по мнению управляющего партнера компании Blackwood Константина Ковалева, безотносительно категории большое значение имеет фактор лояльности потребителей. Нынешнее положение ритейлеров во многом зависит от того, смогли ли они в докризисный период наряду с налаживанием связей с поставщиками и финансистами прочно занять свою нишу и сформировать пул постоянных покупателей.

Про яйца и корзины

Если осенью сложности ритейлеров были связаны в основном с прекращением кредитования, то в последнее время более активно проявляет себя другая беда — снижение покупательской способности. Эксперты отмечают, что поток потребителей в настоящее время еще не уменьшился, но сокращение объемов продаж за счет снижения средней стоимости покупки уже происходит.

А кому сейчас легко?
Сложности сегодня испытывают как «продуктовики», так и продавцы промышленных товаров, говорят эксперты. «У продуктовых сетей одни проблемы, — рассказывает консультант RRG Александр Болотников. — Число их поставщиков варьируется от нескольких сотен до тысяч компаний, и с каждой из них необходимо договариваться об отсрочках платежей или иных мерах. Поэтому «продуктовикам» для сокращения издержек приходится уменьшать разнообразие товаров одной группы». Что касается сетей, торгующих промтоварами, то им, безусловно, несравнимо сложнее в силу специфики ассортимента, не относящегося к разряду предметов первой необходимости.

Дополнительные причины ухудшения ситуации в ритейле усматривает начальник отдела сдачи в аренду торговых помещений Jones Lang LaSalle Александр Тишков. По его наблюдению, многие торговые операторы до кризиса активно участвовали в непрофильных бизнесах, в том числе в приобретении объектов недвижимости, а также отвлекали ресурсы для выхода на рынок IPO. Понятно, что подобная тактика была продиктована желанием диверсифицировать инвестиции, чтобы, как говорится, не держать «все яйца в одной корзине». Однако в итоге обвал на фондовом рынке и рынке недвижимости, по мнению Тишкова, ощутимо ударил по интересам российских торговых компаний.

Вот крупные западные корпорации, имеющие в своем составе торговые сети, старались не создавать конфликт интересов инвестиционных и ритейловых подразделений, говорят эксперты. Кроме того, опыт развития на сильно конкурирующих рынках научил международных ритейлеров выстраивать свой бизнес в точном соответствии с анализом потребительского рынка, опираясь на результаты статистических исследований. Наши предприниматели, как правило, развивались интуитивно.

Судьба нерезидентов

Поэтому положение зарубежного ритейла, присутствующего в России, в целом пока более устойчиво. Например, компания Auchan после покупки «Рамстора» расширилась еще и за счет сети продовольственных супермаркетов «Атак». По прогнозам, новая марка может занять заметное место в ряду продуктовых дискаунтеров. Не отказывается от своих намерений выйти на российский рынок американская сеть Wal-Mart, которая активно интересуется питерской «Лентой», переживающей период реорганизации акционерного капитала. Вынашивает планы появления в России и французская Carrefour. Летом этого года должен открыться магазин данной сети в ТРЦ «Филион» в Москве. Ранее французы заявляли о намерении арендовать помещение также в краснодарском ТЦ «Галактика», однако впоследствии решили ограничиться открытием одного российского магазина в 2009 году. По слухам, у Carrefour есть интерес к покупке ослабленных кризисом сетей, в частности «Седьмого континента».

Тем не менее эксперты склонны прогнозировать, что передел рынка произойдет не «по национальному признаку». В частности, у сетей, независимо от родины капитала, по сравнению с единичными операторами шансов на успех больше — в силу более высокой эффективности управления, репутации и доступности кредитных ресурсов. В Blackwood же вообще полагают, что из зарубежных компаний ситуацией смогут воспользоваться только гиганты мирового ритейла. А крупные отечественные игроки, обладающие поддержкой государства, находятся порой даже в более выигрышном положении, чем западные компании.

Бремя аренды

Серьезной проблемой для некоторых ритейлеров в новых условиях стала также непосильная плата за аренду торговых площадей. Она была и остается дифференцированной — формируется в зависимости от профиля, доходности бизнеса и степени приближенности торговой точки к основным потокам ТЦ. Дифференцирована и лояльность собственников по отношению к арендаторам — первыми претендентами на скидку стали «якоря», определяющие успех работы объекта торговли в целом. По данным компании Knight Frank, зафиксированы даже случаи привлечения якорных арендаторов на условиях «бесплатной аренды» (оплачиваются только коммунальные расходы).

Самое существенное снижение наблюдается в регионах, говорят в компании Art Properties, особенно в тех городах, где основной покупательский потенциал формируется за счет градообразующих предприятий. Теперь многое зависит от их возможности сопротивляться кризису, и не секрет, что большинство уже проводит текущие сокращения. В среднем, по данным компании Tri-Granit Development Russia, снижение ставок для разных торговых специализаций на начало текущего года выглядит следующим образом: продукты — на 30-40%, электроника — на 50-60%, развлечения — на 50%, одежда и обувь — на 30-40%, товары для дома — на 20-30%.
 
Наталия Крол,
журнал СНИП №4/2009 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты