Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Кризис и офисы

20.11.2008
Мировой финансовый кризис, уверенно шагая по планете, добрался и до отечественного рынка недвижимости. Офисный сегмент не остался в стороне – одной из первых ясно обозначившихся тенденций стало смещение вектора спроса с бизнес-центров класса «А» на более бюджетные деловые пространства.

Определенный негатив

Рассуждая сегодня о перспективах рынка недвижимости в свете финансового кризиса и глобальной нестабильности можно прослыть неудавшимся оракулом. Неудивительно, что в таких условиях большинство экспертов осторожны в своих прогнозах. Однако некоторые тренды уде настолько очевидны, что отрицать их наличие сложно. «Сегодня мы наблюдаем явно два процесса: замораживание некоторых новых проектов в офисном сегменте и ожидание снижения спроса на дорогие офисы. Подчеркну – именно ожидание, так как говорить о сколько-нибудь серьезном «исходе» компаний из концептуальных БЦ пока не приходится, - утверждает руководитель отдела коммерческой недвижимости консалтинговой компании RRG Максим Полетавкин. - Какая из тенденций «победит» - будет зависеть от длительности кризиса».

Однако, по словам директора департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood Марка Форварда, за последние 2 месяца резко сократилось количество сделок: арендаторы реструктурируют профильную деятельность и ждут фазы оживления рынка после экономического спада. Каких-то иных причин сложившейся ситуации кроме кризиса ликвидности – попросту нет. «Кризис затронул все компании, работающие с кредитными организациями – другой вопрос, что кого-то в большей, а кого-то в меньшей степени, - добавляет руководитель аналитического центра Корпорации «Инком» Дмитрий Таганов. - Конечно, было бы неправильным излишне драматизировать ситуацию и говорить, что большинство организаций повально разоряется. Однако практически все организации ищут способы снизить издержки, и переезд в более дешевые офисы – один из них». Похожее мнение высказывает и руководитель отдела офисной недвижимости Praedium ONCOR International Юрий Юдаков, который считает, что под влиянием кризиса практически все компании ощущают острый дефицит кредитных средств, и в этой связи вынуждены сокращать свои расходы, в первую очередь, на аренду офиса. Отсюда и падение спроса на дорогие офисы, и интерес к более бюджетным вариантам.

Не секрет, что кризис, затронув экономическую сферу, оказал влияние и на работающие в ней компании, которые начали испытывать определенные финансовые затруднения. «А их среди арендаторов офисных помещений высоких классов порядка 25%, но не все из них будут съезжать, - считает руководитель департамента анализа и консалтинга корпорации «Рескор» Дмитрий Рощин. - В общем, определенный негатив на рынке аренды, конечно, имеется, но его размеры я не стал бы преувеличивать». Большинство арендаторов сейчас заняли выжидательную позицию. С одной стороны, договоры аренды по большей части заключены долгосрочные, и, по мнению Дмитрия Рощина, в большинстве своем компании не настолько плохо себя чувствуют, чтобы разрывать их. С другой стороны, новых договоров пока тоже не заключают, так что попасть в офис европейского уровня (классов «А» и «В») сейчас действительно можно без всяких листов ожидания – а ведь всего год-полтора назад это было невозможно.

Большая удача
Возвращаясь к листам ожидания. Как отмечает Дмитрий Таганов, на сегодняшний день они ликвидированы практически во всех офисных центрах класса «А», а доля вакантных площадей в этом сегменте увеличилась с привычных 5-7% до небывалых 15%. «Говорить о дефиците арендаторов на дорогие офисы можно уже не в ближайшем будущем, а в настоящем. Если раньше управляющие компании выбирали, кому из потенциальных арендаторов отдать предпочтение, то в условиях кризиса заключить договор сновымарендатором считается большой удачей», - утверждает специалист.

Это действительно так: сегодня уже даже некоторые крупные компании федерального масштаба вынуждены сокращать издержки и воздерживаться от переезда в дорогие офисы. Известно, что один из крупнейших российских банков отказался переезжать в башню «Федерация», где была запланирована аренда порядка 60 000 кв. м. Другой пример: крупная компания, поставщик на российский рынок IT-услуг и технологий, расторгла предварительный договор аренды 36 800 кв. м в офисном центре Nordstar Tower («Северная звезда»). Факты, как известно, вещь упрямая. Наверное, говорить о массовом «исходе» арендаторов из дорогих БЦ пока преждевременно, но и отрицать, что «лёд тронулся» - уже сложно.

Конечно, замечает Максим Полетавкин, кризис должен привести к тому, что произойдет сокращение тех офисных площадей, которые компании арендовали в расчете на расширение. Кроме того, при оптимизации расходов вполне логичным будет аренда новых офисных площадей не в бизнес-центрах класса «А» или «А+», а в качественных офисах категории «В». «Основная часть спроса сейчас приходится на объекты более низкого класса: в основном это небольшие помещения от 200-300 до 500 кв. м, и вероятно эта тенденция будет укрепляться, - добавляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - В связи с этим я полагаю, что объектов класса «B» и ниже снижение уровня ставок коснется в существенно меньшей степени».

Временная тенденция
Что касается арендных ставок, то, по словам Дмитрия Таганова, в сегменте дорогих БЦ они уже пошли вниз. «В рекламных сообщениях цены остаются на прежнем уровне, но на практике договор
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2022.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты