Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Ориентиры: Ушли, но хотят вернуться

20.10.2008

В то время как в Москве все еще ощущается выраженный дефицит торговых площадей, девелоперы застраивали регионы. Но сегодня сокращение финансирования вынуждает компании возвращаться на самые доходные и понятные рынки обеих столиц.

По данным Russian Research Group, в городах с численностью населения более 500000человек уровень насыщенности современными торговыми площадями выше, чем в Москве. Согласно рейтингу компании в шести городах (Краснодар, Тольятти, Тюмень, Ярославль, Кемерово, Оренбург) показатель количества ТЦ на душу населения превышает московский до 27%.

Крупные девелоперы уже давно и активно осваивают регионы России— их привлекают наличие свободных земельных участков для строительства крупных торговых центров, невысокая конкуренция, лояльность местных властей к инвесторам и достаточно быстрые сроки окупаемости. Строить новые объекты в Москве с каждым годом все сложнее: почти все земельные участки с выгодным расположением выкуплены либо застроены. Кроме того, стоимость строительных работ выше, чем в регионах, отмечает директор департамента консалтинга London Consulting & Management Company Сергей Богданчиков.

Многие компании, купившие в Москве участки с намерением построить потом на них торговые центры, не смогли реализовать свои планы. В столице было запланировано построить немало торговых центров, рассказывает руководитель отдела исследований компании «Магазин магазинов» Вячеслав Кацегоров. Но реализация многих так и не началась из-за появления огромных ТРЦ, например первой «Меги». Девелоперы поняли, что бороться с крупными форматами тяжело, и решили строить в других городах-миллионниках, где растущие доходы населения смогут подтянуться к существовавшим московским. Поэтому, по мнению Кацегорова, получился такой дисбаланс в объеме торговых помещений на душу населения.

Многие девелоперы решили начать с тех мест, которые им показались более доступными с точки зрения финансов, административного ресурса. Следующим шагом стало движение в города с населением от 500000человек. По мнению Богданчикова, самые успешные регионы— это Новгородская и Тюменская области, Краснодарский и Красноярский край. Он уверяет, что общей тенденцией, характерной для регионов, является высокий спрос, который значительно превышает объем предложения во всех сегментах коммерческой недвижимости.

«Еще полгода назад рынок крупных и средних региональных городов был для девелоперов равноценной альтернативой для вложения средств и развития бизнеса»,— добавляет управляющий партнер компании «Панфилов, Подкова и партнеры» Иван Подкова. Хотя не всегда дела у московских инвесторов шли гладко. Многочисленные административные согласования, специфика местного менталитета и в ряде случаев полное отсутствие цивилизованной культуры потребления товаров и услуг мешали реализации проектов.

Сегодня из-за финансового кризиса ситуация меняется. Сейчас строительные компании, имеющие даже весьма емкий инвестиционный резерв, замораживают или распродают объекты в регионах, говорит он. И пытаются вернуться в Москву и Санкт-Петербург.

Но их там никто не ждет. Девелоперы на правах анонимности говорят, что за любой более-менее привлекательный участок обычно разворачивается «настоящая война».

И хотя проблемы на московской земле остались те же— высокие цены на землю, фактическое отсутствие свободных «пятен» для застройки, бюрократические проволочки при согласовании документации и жесткое давление со стороны общественности при реконструкции или редевелопменте старых зданий,— Москва все равно остается Москвой и гарантирует выстоявшему проекту стабильную прибыль даже в условиях жесткого кризиса, утверждает Иван Подкова. С ним согласен Вячеслав Кацегоров: «Конечно, ТРЦ, строящиеся в Москве, всегда будут востребованы». Как считает Иван Подкова, в ближайшее полугодие стоит ожидать активизации возведения новых ТЦ.

В случае, если девелоперы начнут возвращаться на столичные рынки, это приведет к активному возрастанию конкуренции. В перспективе можно ожидать увеличения торговых комплексов, снижения арендных ставок. Но цена для конечного потребителя снизится едва ли, в кризис инфляция растет семимильными шагами. Зато не придется ехать за покупками через весь город в один из немногих приличных торговых центров. А попав туда, протискиваться сквозь толпу таких же живущих в пустых с точки зрения насыщенности ТЦ местах.
 
Ведомости. Стены бизнеса. от 20.10.2008 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты