Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Торговля стройматериалами умирать не собирается

09.07.2009

Следуя логике вещей, с развитием кризиса в первую очередь должна была пострадать торговля: с уменьшением уровня доходов граждане должны начать меньше тратить и больше экономить. Между тем торговые центры в столице продолжают открываться. Особенно интересно, что будет с теми, что специализируются на строительстве и ремонте, ведь именно этот сегмент считается наиболее пострадавшим от кризиса.

Вести с прилавков

Формально все пока не так уж и плохо. Так, согласно обзору рынка торговой недвижимости, составленному компанией «Каширский двор», за первое «кризисное» полугодие в столице появились 5 новых современных торговых центров: МФК «Метрополис» на Ленинградском просп., ТРЦ «Мегаполис» на пр. Андропова, ТЦ «Спектр» в Теплом стане, «Филион» на Багратионовском проезде и ТК «Каширский двор» на пересечении Коломенского проезда и Каширского шоссе. Всего же в Москве действует 99 высококлассных объектов (уровня А и В), обеспеченность торговыми площадями составляет 315,5кв.м на 1000 человек. Помимо этого объема, в достаточно зрелой стадии строительства находится еще около 1млнкв.м торговых площадей, отмечает директор по маркетингу ТК «Каширский двор» Елена Левинина.

А вот судьба недостроенных комплексов может оказаться незавидной. Согласно исследованию компании Bridge Consulting, в столице оказались заморожены порядка 85% строящихся объектов коммерческой недвижимости (правда, доля среди них именно торговых центров не указывается). Более того, подчеркивает директор по стратегическому развитию компании Вероника Манн, количество таких «опасных» объектов ежемесячно растет. Хотя официально о «заморозке» начатых и отмене «бумажных» проектов девелоперы стараются не распространяться и бросают все силы на достраивание объектов, находящихся в высокой стадии готовности.

При этом, прогнозирует Елена Левинина, второе полугодие 2009-го вряд ли будет позитивным, несмотря на рекордные показатели по сдаче торговых площадей в первом полугодии (235тыс.кв.м). Ведь всего к сдаче в эксплуатацию на год запланировано 2млнкв.м. А большинство открывшихся к 1июля торговых центров – это те, чье открытие было перенесено с 2008 года…

Строить и ремонтировать!

При всей тревожности складывающейся картины, пророчить крах супермаркетам и сетям формата DIY (торгующим материалами для строительства и ремонта) эксперты не спешат. «С одной стороны, с падением уровня доходов населения значительно упал спрос на строительные и отделочные товары. С другой стороны, наши квартиры все так же требуют ремонта, коттеджи необходимо достраивать, а дачные домики постепенно приходят в ветхое состояние, если за ними не следить. Соответственно, спрос не падает ниже определенной отметки», – рассуждает генеральный директор компании Smart Property Константин Королев.

Более того, в таких комплексах не сильно скорректировались ставки аренды, хотя в прочих специализированных торговых центрах ставки сократились на 15-25%, отмечает консультант по недвижимости компании RRG Александр Болотников.

По данным Елены Левининой, на настоящий момент аренда площади около 100кв.м обойдется в $1500-2500 за 1кв.м/год; помещение площадью 100-250кв.м – $1200-1700 кв.м/год, от 250 до 500кв.м – $900-1300 кв.м/год, 1300-3000кв.м – $300-600кв.м/год, площади более 3тыс.кв.м, предназначенные для якорных арендаторов, сдаются в среднем по $100-150за 1кв.м/год.

Якорные арендаторы центров формата DIY – в основном российские компании и торговые сети («Домовой», «Старик Хоттабыч», «Парад планет», «Домоцентр», «СтройДепо», «БауЦентр», «Старт», «Максидом»). Западных гигантов не так уж много – OBI, Castorama, Leroy Merlin, K-Rauta. Константин Королев подмечает, что российские арендаторы преобладают в региональных торговых центрах по мере удаления от Москвы.

А покупатель кто?

В основном подобные торговые комплексы рассчитаны на розницу, а также торговлю мелким оптом. Поэтому пострадать от спада спроса в связи с тем, что в Москве замедлились темпы строительства жилья, они и не могли. Скорее в этом смысле почувствуют кризис производители, которым придется сокращать глобальные поставки на оптовые базы. «Формат DIY по-прежнему остается очень перспективным, кризис на нем практически не сказался (имеется в виду число посетителей/покупателей). Конечно, возникают сложности во взаимодействии и взаиморасчетах с поставщиками, приходится договариваться», – говорит Александр Болотников. Но в целом, по словам эксперта, «строительные» торговые комплексы оттока покупателей не ощутили, чего нельзя сказать о мебельных и интерьерных магазинах.

Константин Королев считает, что конкурентами современным торговым центрам DIY являются рынки, торгующие теми же самыми товарами, но (как считает потребитель) по более низким ценам. Между тем грамотное управление ТЦ (в том числе предоставление дополнительных услуг, условий, комфорта) может завоевать лояльность покупателя и станет приносить дивиденды даже в кризисной ситуации, делая кривую падения спроса более пологой, уверен эксперт.

Да и, если задуматься, уверенность в том, что на рынке товары дешевле, на поверку часто оказывается мифом. Кроме того, на рынках зачастую нельзя получить гарантийного чека на товары или сертификатов качества (что немаловажно для некоторых категорий стройматериалов). Поэтому конкурентные преимущества торговых комплексов остаются очевидными. «Но все же управляющим и арендаторам придется приложить серьезные усилия для того, чтобы доказать собственные преимущества перед рынками», – считает Константин Королев.

Самих же новых ТЦ данного формата совсем не так много. Из вновь открывшихся это только «Каширский двор», а также, по словам Александра Болотникова, на конец года запланировано открытие ТЦ «Армада» на Варшавском шоссе (данный объект обещает быть самым крупным в столице наряду с комплексами «Три кита» и «Гранд»). Поэтому при определенном уровне «дефицита» спрос сохранится на должном уровне.
Правда, согласно анонимной информации, в некоторых DIY-центрах арендаторы начинают съезжать, а количество чеков сократилось на 40-50%. Что, впрочем, не означает, что на место этих арендаторов не придут другие: по словам экспертов, в ТЦ строительно-ремонтной направленности уровень вакантных площадей в среднем намного ниже, чем в прочих специализированных супермаркетах.
 
Алевтина Максимова,
портал "Собственник" от 09.07.2009 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012
Russian Realty Web Award

Rambler's Top100


© RRG 2019.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты