Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

РБК. Как меняется рынок коммерческой недвижимости Москвы

30.10.2023

Экспертная колонка Дениса Колокольникова, управляющего партнера RRG

Механизм комплексного развития территорий (КРТ) стал одним из самых мощных драйверов развития всех типов недвижимости в последние несколько лет. Девелоперы и инвесторы наконец получили доступ к новым территориям в городах-миллионниках и с энтузиазмом приступили к их разработке.

Застройщики жилья выступили активнее: несмотря на пандемию, экономическую турбулентность и импортозамещение, их продукт оказался более стабилен, кроме того, им удалось заручиться поддержкой властей в виде различных льгот.

Но спрос на коммерческую недвижимость, пусть и в меньшем объеме, сохранился — и тут рынку открылась новая реальность, в которой офисные, торговые и даже складские комплексы взялись строить девелоперы жилья.

Борьба за места приложения труда

C 2020 года правительством Москвы под девизом «Работа рядом с домом» реализуется программа стимулирования создания мест приложения труда (МПТ), в рамках которой власти предлагают девелоперам жилья льготы при смене вида разрешенного использования (ВРИ) и особые условия при строительстве коммерческих, промышленных и социальных объектов за пределами ТТК и МКАД.

Изначально программа была нацелена на создание промышленных объектов и офисов. Мне неизвестны примеры, когда жилищный девелопер в Москве построил бы производство — все-таки развитие такого проекта требует определенных компетенций, да и непросто вписать его в «город-сад» жилого комплекса. А вот офисы — пожалуйста: например, Pioneer одним из первых реализовал МФК Botanica и пару очередей Ostankino Business Park в Останкинском районе, а к настоящему времени число офисных проектов по МПТ уже достигло 20. С течением времени именно благодаря программе МПТ офисы начинают появляться в спальных районах: к примеру, «Страна Девелопмент» заявила о проекте бизнес-центра в Марьино, на Иловайской улице.

Также в правительстве Москвы быстро поняли, что одних только офисов недостаточно, и в программу уже включили другие типы недвижимости — гостиницы, объекты науки и образования, здравоохранения и социального обеспечения, спорта и культуры. Решили также поощрять тех, кто не только строит обещанное, но и делает это быстро: при сокращении срока строительства на полгода льгота увеличится на 5%, а если на год — то на все 10%.

На мой взгляд, «карта льгот» и принципы ее формирования не всегда соответствуют рыночным механизмам спроса, жилищные девелоперы зачастую называют создание МПТ утилизацией платежа за смену ВРИ.

Но есть и правильные решения. К примеру, программа МПТ позволяет девелоперам строить коммерческую недвижимость в одном районе, а получать за нее льготу — в другом. Далее, лидеры рынка нивелирует отсутствие собственных компетенций в сегменте коммерческой недвижимости привлечением консультантов — у нас подобные проекты занимают около 40% консалтинговых заказов. А еще многие готовы разделить льготу с другими участниками рынка и рассматривают участие профильных девелоперов с разными вариантами партнерства. Так появляются новые интересные коллаборации, которые уже есть и появятся в ближайшем будущем.

Стрит-ретейл, ТЦ «на районе» и ТПУ


На данный момент сегмент стрит-ретейла в Московском регионе составляет около 600–700 тыс. кв. м в год — это выше, чем суммарный ввод офисов и торговых центров в 2022 году. В каждой столичной новостройке порядка 6–7% от общего объема строительства приходится на стрит-ретейл — первые этажи и стилобаты жилых домов, ориентированные на спрос от жильцов, инвесторов и конечных потребителей (ретейлеров и операторов сервисов).

Но и отдельно стоящие торговые центры не являются редкостью, когда речь идет о комплексной застройке. Обычно девелоперы стараются привлекать к строительству ТЦ профильных инвесторов, но все чаще встречаются проекты, которые реализуются под брендом девелопера и носят то же название, что и ЖК, где они расположены: ТЦ Discovery (MR Group), ТЦ «Прокшино» (ГК «А101»), ТЦ «Летний сад» (ГК «Эталон») и т. д. В тренде многофункциональные комплексы, сочетающие жилье, офисы и торговую галерею в составе ТПУ — за прошедший год сразу несколько девелоперов заявили о подобных проектах («Мангазея», ГК «ФСК», Capital Group, «Аквилон» и др.).

Из торговых центров, которые открываются в Москве в 2023–2024 годах, почти все имеют общую площадь менее 20 тыс. кв. м, особняком стоит только «Молл Селигерская» от ГК «Ташир» с площадью 145 тыс. кв. м. Все остальное — классические районные и окружные ТЦ. Половина от заявленного числа относится к масштабному проекту ADG Group по редевелопменту советских кинотеатров. Остальные — либо ТЦ в составе крупных жилых комплексов, либо ТПУ, либо и то и другое. Из интересных проектов я бы выделил «Афимолл Тверская» на площади Белорусского вокзала, а также «Кузьминки Молл» от Mall Management Group, оба в отличных локациях и запланированы к открытию в первой половине 2024 года.

Такие нужные и нежелательные склады

По мере комплексного развития территорий устраняется огромное количество «уставших» промзон, которые во многом закрывали потребности бизнеса в мелких производствах, небольших складах, дарк-сторах и дарк-китченах. После упаковки участков в КРТ на их месте возводится в основном жилье, дополненное офисами и ТЦ, — в большинстве районов за пределами ТТК существуют льготы при создании МПТ в формате делового управления, производственных помещений и технопарков. Но создание классических складских комплексов московские власти не особенно поддерживают, полагая, что их лучше убирать за МКАД.

Получается, что ежегодно в Москве сносятся сотни тысяч квадартных метров старых производственно-складских площадей, их арендаторам становится все сложнее переезжать, так как новых объектов практически нет и перелоцироваться за черту города тоже не хочется. При этом онлайн-торговля продолжает расти и спрос на склады последней мили в городской среде очень высокий. Отсюда рекордные, почти нулевые показатели по вакансиям, росту цен и ставкам аренды.

Здесь я хочу подробнее остановиться на варианте, который в принципе устраивает всех и потому активно набирает популярность — формат лайт-индастриал. Во-первых, он позволяет комбинировать несколько функций и, как следствие, может быть многоуровневым: к примеру, первый этаж — склад, второй — производство, выше офисы и шоурумы. В черте города, где существует дефицит земли и стоимость ее очень высока, это неоспоримое преимущество перед классическими логистическими центрами. Во-вторых, такой подход позволяет создать больше мест приложения труда, причем в разных сферах, включая поощряемое городом производство. И наконец, в-третьих, мелкая нарезка позволяет реализовывать помещения существенно дороже. Сейчас аренда лайт-индастриал в пределах МКАД вполне может сдаваться в аренду по 15 тыс. руб. за 1 кв. м в год при цене продажи 170–200 тыс. за 1 кв. м, что вполне сопоставимо с торговыми и офисными помещениями. Но при этом себестоимость строительства у лайт-индастриал ниже.

На данный момент при коэффициенте 0,75 за смену ВРИ можно получить компенсацию порядка 88 тыс. руб. на 1 кв. м, что вполне сопоставимо с себестоимостью строительства качественного лайт-индастриал, а вот построить офисы и торговые помещения стоит существенно дороже.

Спрос и новые горизонты

Если говорить о ликвидности и спросе на коммерческую недвижимость, то в порядке убывания следуют: лайт-индастриал, стрит-ретейл и уже потом офисы, торговые центры и производство. Но, конечно, все серьезно зависит от локации и конкуренции. Скорее всего, в ближайшие годы столичные власти будут и дальше развивать меры поддержки, чтобы мотивировать девелоперов создавать нужные городу проекты. К примеру, летом было объявлено о снижении налоговой нагрузки при возведении спортивных объектов. А следующие на очереди — объекты образования, культуры и искусства.

Оригинал на РБК: https://realty.rbc.ru/news/653f5abe9a7947efa0439f8f

Проконсультироваться по поводу покупки/продажи земельного участка, а также развития площадки по МПТ и КРТ:

Иван Подкова
Замдиректора департамента стратегического консалтинга RRG

podkova@rrg.ru
+7 985 110 14 78 

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты