Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Вадим Каминский. Центр или юго-запад: где в Москве живут самые обеспеченные горожане

18.07.2019

 Неоднородность населения города и социальная стратификация всегда вызывали неподдельный интерес у ритейлеров и девелоперов. Понимание экономических характеристик населения позволяет правильно спозиционировать объект на рынке и оценить его эффективность. Уровень потребительских расходов населения напрямую зависит от его доходов и служит хорошим показателем для оценки потенциала развития торговых объектов в городе.

Проблема состоит в том, что сегодня отсутствуют детальные статистические данные о доходах и расходах населения внутри административно-территориальных единиц, в частности, городов, и объективно оценить покупательский потенциал отдельных внутригородских территорий, а также детально рассчитать эффективность и целесообразность строительства в них торгового объекта не предоставляется возможным на качественно высоком уровне.  Для решения такой задачи мы разработали методологию, благодаря которой стало возможным моделирование этих показателей. При глубокой настройке модель позволяет получать данные, агрегированные до уровня жилых кварталов. Согласно публикациям Росстата на 2018 г. среднемесячные денежные доходы на душу населения незначительно отличаются от значений за 2017 г. и по Москве составляют 62 405 рубля, а по Московской области – 43 711 рублей, а среднедушевые потребительские расходы на 2017 год (самые актуальные данные) – 47 597 и 30 878 рублей в месяц соответственно. Моделирование на уровне кластеров позволяет получить более точную картину: так, разница в доходах между самым «бедным» и самым «богатым» кластерами может превышать 100 000 рублей. Модель распределения расходов, является функцией от нескольких параметров. В качестве базовых взяты денежные доходы и расходы населения, представленные на уровне субъекта РФ. Дополнительные факторы влияют на их распределение внутри города – пространственную дифференциацию.

Мы отмечаем высокую корреляцию уровня доходов жителей со стоимостью аренды и продажи жилой недвижимости, что неоднократно подтверждалось рядом исследований по многим городам России. Коэффициент корреляции по различным оценкам достигает 0,9. Поэтому была проведена оценка текущего предложения на рынке жилья в Московской агломерации, в результате которой мы представили потребительские расходы как функцию от средневзвешенной стоимости квадратного метра внутри каждого квартала.

В качестве другого дополнительного параметра были использованы данные о заработной плате по муниципальным образованиям Московского региона. Недостаток этих данных заключается в том, что они стратифицируют город не по месту проживания людей, а по месту их работы, то есть отражают характеристики «дневного», а не «ночного» населения кластера. Зачастую в статистику попадают не все организации, расположенные в границах муниципального образования. В связи с этим, параметр заработной платы имел невысокий вес в итоговой модели.

Еще одним из параметров, который был учтен в качестве дополнительного фактора, является новое жилищное строительство. Доля новостроек в кластере, а также качество жилого фонда служат косвенными индикаторами уровня жизни. Поэтому при оценке средних расходов учитывались поправочные коэффициенты в зависимости от доли и класса новостроек.

Итоговые показатели потребительских расходов в кластерах представлены как функция от  совокупности параметров. Среднедушевые потребительские расходы по модели RRG на 2018 год в рассматриваемой зоне составили 46 900 рублей в месяц, что почти в два раза выше среднего показателя по России. Полученные данные были рассчитаны с точностью до каждого квартала жилой застройки и агрегированы на уровне кластеров.

Люди с высокими доходами ожидаемо выбирают для проживания центр, юго-запад и запад Москвы. Абсолютным лидером (109 900 рублей) по потребительским расходам стал кластер Тверской вдоль одноименной улицы. За пределами Садового кольца выделяются кластеры западного направления – Пресненский, Москва-Сити, Киевский и Фрунзенский, где на каждого жителя приходятся ежемесячные траты в размере 65-75 тысяч рублей. Свыше 60 тысяч рублей в месяц тратят жители Крылатского, Покровского-Стрешнева, а также районов юго-запада Москвы в пределах МКАД.

Единственный кластер за МКАД, где расходы оказались выше средней цифры – Сколково, включает в себя территорию Инновационного Центра и его окрестности, привлекающие внимание множества девелоперов жилой и коммерческой недвижимости.

Наиболее низкие среднедушевые расходы населения – в Балашихе, Люберцах,  Дзержинском, Видном и Мытищах – эти города формируют ближайший пояс столицы с  внешней стороны МКАД. Города-спутники, примыкающие к Москве в восточной его части сталкиваются с проблемами транспортной доступности, это также оказывает влияние на стоимость жилья – там сконцентрировано наиболее низкодоходное население. Стоит отметить, что в Новой Москве средние показатели заметно выше, нежели в примыкающих к ней кластерах Подмосковья, что находит отражение, в том числе, и в стоимости недвижимости.

Самые «бедные» кластеры в старых границах города – Западное Бирюлево, Капотня и Очаково – значительно удаленные от станций метро территории с большим количеством промышленных предприятий и неблагоприятными экологическими характеристиками. Восток города слабо дифференцирован и демонстрирует значения расходов в пределах 41-45 тысяч рублей на душу населения, схожие показатели за редкими исключениями отмечаются в Волгоградском и Каширском мегакластерах. А на окраинах Москвы четко прослеживается связь между стоимостью жилья и удаленностью от станций метро. Таким образом, обеспеченность общественным транспортом также сказывается на уровне жизни населения.

По совокупному объему потребительских расходов также лидируют мегакластеры Центральный и Ленинский, что, абстрагируясь от анализа конкурентного окружения, делает их наиболее привлекательными для открытия новых магазинов, объектов общепита и строительства торговых центров.

Сложившаяся картина служит отражением общепринятых представлений о «престижности» того или иного района. Они основываются на особенностях исторического развития города, в случае Москвы – это концентрическая модель развития вокруг центрального ядра, которым выступает Кремль и секторальная модель, условно поделившая город на восток и запад. Юго-западный вектор «престижности» является следствием развития Москвы в советский период: согласно Генплану в эпоху сталинского правления были созданы «фасадные» магистрали – Ленинский, Ленинградский, Кутузовский проспекты. В то же время восток города приобретал промышленные черты, там массово строилось жилье для рабочих заводов и фабрик, а впоследствии возникали крупные спальные районы, которые покрывали растущий спрос на жилье в стремительно развивающемся городе.

Тем не менее, Москва, как и любой город, меняется подобно живому организму: реновируются промышленные территории, в рамках комплексного освоения новых территорий возникают новые кластеры (например, ЗИЛ), происходит замена ветхого жилого фонда, на месте хрущевок появляется коммерческое жилье более высокого уровня. Вместе с этим изменяются и экономические характеристики его жителей.

Название мегакластера

Текущее население мегакластера, чел.

Потребительские расходы, руб./чел. в месяц

Объем потребительских расходов, млрд. руб в год

Ленинский

1 994 815

52 053

1331,4

Центральный

1 147 861

68 381

965,2

Волгоградский

1 685 923

41 015

896,3

Волоколамский

1 242 683

45 271

739,0

Дмитровский

1 255 314

43 514

651,6

Варшавский

1 191 223

43 969

698,0

Ленинградский

1 038 416

49 159

671,1

Каширский

1 139 528

42 157

614,6

Кутузовский

982 851

48 128

608,8

Ярославский

1 073 082

43 682

597,9

Щелковский

990 484

43 763

536,3

Шоссе Энтузиастов

898 666

40 550

455,4

Зеленоградский

263 508

38 751

126,4

 
RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012
Russian Realty Web Award

Rambler's Top100


© RRG 2019.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты