Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Армагеддон Плаза

11.10.2017

Денис Колокольников, Председатель совета директоров RRG, о феномене deadmalls для Dom.Lenta.ru:

Рынок торговой недвижимости в США стал активно развиваться в 50е годы. Большинство заброшенных моллов были построены еще в 70х – 80 х годах. Это проекты обанкротившихся девелоперов, торговые комплексы, перешедшие за долги банкам. Многие из них реновировались, но в какой-то момент моральное устаревание таково, что ТЦ проще закрыть, чем реанимировать.

Сносить крупный молл и вывозить мусор – это весьма большие затраты. Безусловно, существует налоговая нагрузка, но оставить «мёртвый» проект и не сносить, отключить его от сетей, не эксплуатировать (эксплуатация – дорогое удовольствие) в любом случае обойдется дешевле. 

Основную причину появления deadmalls я вижу в изменении потребительской модели. Если в России потребительский бум пришелся на начало 2000х, то США пережили этот этап уже очень давно. Ритейл переформатировался в дисконты и аутлет-центры. Для основной массы американцев покупка одежды и обуви не является затратной статьей, они приобретают все дешево. Нормой является не фуллпрайс покупки, а распродажи.

Американские бренды, например, Tommy Hilfiger,GAS, на родном рынке имеют ценник несопоставимо ниже, чем в России. Michael Kors стоит раза в три дешевле.
Другие причины - переизбыток площадей и рост конкуренции, игнорирование маркетинговых предпосылок (на маленький городок может работать мега-молл), моральное устаревание концепций, и, конечно, развитие онлайн-торговли.

В России аналогичная ситуация возможна. Но пока в российских городах нет такой высокой насыщенности ритейлом. У нас гораздо меньше ТЦ, чем в США. Самым старым объектам в районе 15-20 лет. И если в локации есть потенциал, то собственники его используют, например, Энка ТЦ сносит объекты и строит заново с увеличением площадей.

С другой стороны, на российском рынке целая масса объектов в предбанкротном состоянии. Проблемные объекты переходят на баланс банкам (хотя последние в этом и не заинтересованы), которые их как-то поддерживают, эксплуатируют, пытаются продать. Собственники прибегают к реконцепции, реновации. Многие проблемные объекты переделываются в специализированные мебельные, обувные, детские ТЦ, переходят в формат рынков и продолжают функционировать с мелкой нарезкой и несетевыми арендаторами. Но в какой-то момент объекты могут просто начать закрываться и переходить в формат deadmalls.

http://dom.lenta.ru/articles/2017/10/12/abandonedmalls/

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты