Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Все киоски попилят на доски?

29.11.2010
Чиновники убеждены, что активная борьба с незаконно установленными ларьками и киосками вынудит их собственников выйти на цивилизованный рынок. Нохватитли всем представителям малого бизнеса имеющихся торговых площадей?

Их никто и никогда не считал
Акто их когда-либо считал, эти киоски, лотки и палатки? Они то появлялись, то исчезали, а то и вовсе меняли дислокацию, «перебегая» из одного района или округа в другой. Возможно, их приблизительную цифру можно былобы вывести, имея на руках данные от префектур о заключенных договорах аренды земельных участков. Даи эти сведения былибы далеки от реальной действительности, так как часть подобных объектов устанавливалась незаконно, так сказать, с разрешения самих мелких торговцев. «Определить количество уличного ритэйла довольно трудно, — соглашается Наталия Чистякова, директор по развитию, департамент консалтинга GVA Sawyer. — Даже по той простой причине, что эти объекты не входят в понятие качественной торговой недвижимости. Они не относятся к формату стрит-ритейла, и тем более к формату ТЦ и ТРЦ. Эти точки всегда стояли обособленно и никогда не входили в маркетинговый анализ рынка». Возможно, что количество и качество таких ларьков регламентируется районной администрацией, но кто из чиновников теперь признается, что самовольно давал разрешение на их установку?
Впрочем, в мировой практике формат ларьков-киосков всегда присутствовал. Нов цивилизованном виде и на торговлю определенными товарами. ВЕвропе, к примеру, чаще всего в мини-магазинчиках продают прессу, цветы, фастфуд, в них могут размещаться информационные бюро для туристов. Городские власти за границей решают только вопросы о разумном балансе количества и качества операторов.
ВМоскве в этом отношении давно нужно было навести порядок. Хотя четыре года назад столичное правительство уже намеревалось очистить московские улицы от легковозводимых торговых палаток в рамках программы развития потребительского рынка и услуг. Помнится, даже было установлено около 5 тыс. «Тонаров». Таким образом, мэрия пыталась как-то унифицировать внешний облик палаток, сделать их эстетически привлекательными и улучшить в техническом плане. Нозатем ситуация вышла из-под контроля и благие намерения успехом не увенчались.
Теперь все гораздо серьезнее. Принимаемые меры уже приобрели лавинообразный характер, получив название «антипалаточной кампании». И похоже, что уже будущим летом за порцией мороженого, плиткой шоколада, пачкой сигарет или чебуреком придется бежать в кафе или торговый центр. Попути на работу или домой исчезнет возможность купить бутылку газировки, букет цветов, безделушку или еще какую-нибудь нужную в данный момент мелочь. Иопятьже, отчего так отвыкли москвичи, за каждой этой мелочью придется куда-то бежать и, может быть, еще и стоять в очереди.

На старт, приготовиться…
Но, по мнению Андрея Панфилова, директора департамента торговой недвижимости консалтинговой компании RRG, исчезновение палаток пойдет на пользу столице, улицы станут чище, да и желудки москвичей тоже, ведь порой в палатках с фастфудом реализовывалась продукция не самого лучшего качества. Ларьки забирали и забирают часть прибыли по товарам первой необходимости у сетевых магазинов, поэтому при их сносе доходы и товарооборот цивилизованных операторов только увеличатся, упростится и решение вопросов по благоустройству территории возле станций метро. Адемонтаж палаток, расположенных в переходах, по мнению Алексея Могилы, директора департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane Realty, значительно повлияет на повышение уровня безопасности граждан. «Узкое, закрытое пространство подземных переходов, без вентиляции, изначально проектировалось только для пересечения проезжей части пешеходами, а не для размещения в них торговых рядов», — комментирует спикер.
ВСанкт-Петербурге, к примеру, палаточная зачистка была проведена несколько лет назад, и прежде всего киоски и лотки исчезали с мест, тяготеющих к остановкам общественного транспорта.
«ВМосквеже антипалаточная акция пройдет везде и коснется всех, — размышляет Илья Шуравин, партнер компании S.A.Ricci/King Sturge. — Уже были вынуждены закрыть десятки киосков под брендом «Крошка-картошка» и «Стардогс». Ликвидирована часть киосков на территориях, прилегающих к городским рынкам».
«Нетрудно догадаться, — продолжает Светлана Ярова, руководитель отдела по работе с собственниками ASTERA Moscow,— что, скорее всего, в первую очередь будут убраны те торговые павильоны и киоски, которые находятся на виду — в ЦАО, ЮЗАО, расположенные вблизи федеральных трасс (Ленинский, Кутузовский, Ленинградский проспекты), а также возле знаковых объектов города, например у памятников и крупных административных зданий. Чтокасается лотков и киосков в дальних районах, то их судьба может решаться по двум вариантам. Либо главы управ возьмут на себя смелость по ликвидации или перерегистрации, либо когда уляжется первый шум, все останется, как и было, но уже сами собственники приведут свои торговые помещения в порядок».

Кто-то теряет, кто-то находит
Алексей Могила уверен, что «собственники малого розничного бизнеса не уйдут в никуда, ведь, как говорится, рынок пустоты не терпит. Многие владельцы палаток уже сегодня готовы арендовать недорогие помещения в спальных районах. Иэто в их ситуации — единственно верный выход. Даже несмотря на то что ставки на торговые помещения в удаленных районах уже до конца года подрастут на несколько пунктов». «Процесс активного вытеснения несетевых и некачественных объектов торговли неизбежен, — подтверждает Светлана Ярова. — Возможно, произойдет и замена неплатежеспособных арендаторов на более сильных, которые предложат собственнику гораздо выгодные условия по съему торговых площадей. Соответственно, если ставки аренды вырастут, увеличится и налогооблагаемая база, что косвенно повлечет за собой сначала стабилизацию доходов московской казны, а затем и ее рост».
Влюбом случае ликвидация незаконных торговых точек только упорядочит поступление официальных платежей в городской бюджет. Итот факт, что казна от сноса палаток не обеднеет, стал понятен уже сегодня. Ведь мелкий уличный стрит-ритейл мгновенно отреагировал на возможность быть заживо похороненным. Покрайней мере уже по итогам ноября резко увеличилось количество заявок на аренду площадей в ТЦ, на что собственники моментально отреагировали и арендные ставки в средних и крупных супермаркетах поднялись в среднем на 5–10%. Апо данным аналитического центра «Инкома», к концу года могут добраться и до 15–17%.
«Вполне возможно, — добавляет Светлана Ярова, — что активизируется перевод квартир, расположенных на первых этажах в домах рядом со станциями метро, в нежилой фонд. Понятно, что при этом мелкими арендаторами, которые не собираются расставаться со своим бизнесом, будут востребованы небольшие площади — от 40 до 80кв.м».
Ивсе-таки даже повышенные ставки в ТЦ мелкому бизнесу будут по карману. Довольно спорно, что они окажутся выше, чем плата за бойкое место у метро. Другое дело, что собственники концептуальных торговых центров врядли пойдут на то, чтобы под их крышей торговали низкокачественной, а порой и контрафактной продукцией. Ис этой точки зрения путь в ТЦ некоторым бизнесменам-палаточникам действительно заказан. Другой возможный фактор запрета коснется конкурентов с аналогичными товарами. Уметро они могли дружественно соседствовать, но в рамках ТЦ будут только мешать друг другу. Ненайдут своего места в современном торговом центре и бывшие хозяева палаток, предлагавшие покупателям курицу гриль или шаурму. Влюбом ТЦ сетевых брендов, практикующихся в области общественного питания, хватает.

Вместо лотков парковки?
Палатки и киоски и в самом деле занимают немало площадей, тротуарного и околотротуарного пространства. Однако надежды, что на высвобожденных площадках смоглибы разместиться парковки, едвали оправданы. Во-первых, парковка на тротуарах запрещена в законодательном порядке, хотя московским автомобилистам эти «гаишные» правила как мертвому припарка. Во-вторых, если и вместит такой паркинг десяток-другой машин, то выхлопные газы особой радости прохожим не доставят.
Впрочем, снос ларьков, которые стояли рядом с дорогой, в какой-то мере может разрулить проблему пробок. Ведь возле таких торговых точек нередко притормаживают автомобили по принципу «я на секундочку», загораживая проезд остальным не только в первом, но и во втором и даже в третьем ряду. Если палатки «при дороге» исчезнут, припаркованных машин станет меньше.
«Все с нетерпением ждут уменьшения пробок на дорогах», — комментирует обстановку Илья Шуравин. Нореально что-то измениться к лучшему может только через год-полтора.

Что останется?
Какбыло заявлено чиновниками из мэрии, киоски по торговле прессой останутся. Нетронут театральные кассы, цветочные киоски. Скорее всего, не лишатся своего места и такие объекты, на которые была оформлена собственность и удалить которые без значительной компенсации невозможно.
Но,по подсчетам экспертов компании Penny Lane Realty, всеже немало предпринимателей, владеющих палатками и павильонами, потеряют свои рабочие места. Ожидается, что уже до Нового года около 10–15тыс. человек на какое-то время останутся не у дел. Зато на этом фоне усилится конкурентная борьба и вырастут ставки в сегменте стрит-ритейла, так как в никуда эти торговцы уйти все равно не могут — частный бизнес потопить не просто. Вполне возможно, что часть торговцев, не принятая собственниками ТЦ, переместится под крытые рынкилибо перенесет свои точки на территории городов ближайшего Подмосковья.
Темне менее только карательные и запретные меры едвали уместны. «Группы вмиг обанкротившихся предпринимателей либо выйдут на улицу добиваться от властей справедливости, либо займутся криминальным бизнесом, — высказывает свои предположения Алексей Могила.— Необходимо помочь им подыскать новые площадки, где они моглибы себя заново реализовать. Можно, к примеру, перемещать их на территории выводимых промышленных предприятий, создавая таким образом новые, но уже цивилизованные рынки под управлением профессиональной УК».
«Всвое время, — отмечает Наталия Чистякова, — после смены градоначальника в городе на Неве тоже объявлялась война киоскерам и ларечникам. Нопри этом не происходило какого-то тотального стихийного сноса. Наоборот, зачистка проводилась постепенно… Примерно за полтора года город очистился от такого формата недвижимости, а взамен петербуржцы получили хорошо развитую сетевую торговлю, доля которой во второй столице резко возросла».
ВМосквеже пока, по наблюдениям Константина Ковалева, управляющего партнера компании Blackwood, ликвидация киосков и объектов мелкой уличной торговли не имеет четко сформулированной системной программы.

Сергей Романов,
Недвижимость и Цены от 29.11.2010 года

RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012
Russian Realty Web Award

Rambler's Top100


© RRG 2017.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты