Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Все на улицу!

24.03.2010

Пока торговые центры стоят полупустые, магазины шаговой доступности почти пережили кризис и активно заполняются арендаторами. Из всех сегментов коммерческой недвижимости street-retail оказался наиболее устойчивым к потрясениям. Люди отказываются от серьезных покупок, но как не забежать в нужный магазинчик по пути с работы…

Борьба за магазин
Главная особенность формата street-retail – ограниченное предложение. Торговые и офисные центры строятся ускоренными темпами, а вот новых шаговых точек практически нет, особенно в центре. Свежие поступления появляются только на вторичном рынке. Их объем всегда был невелик, хотя в разгар кризиса многие площадки пустовали – правда, в основном неудачные: в непроходном месте, плохого качества. «Дисконт на такие объекты доходил до 50%, — вспоминает Алексей Могила, директор департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty. — В настоящее время почти все «кризисные» варианты сняты с рынка. В среднем по городу доля вакантных площадей в этом сегменте стабилизировалась на уровне 10 20%».

Удачно расположенные объекты всегда в цене, особенно востребован исторический центр. По данным RRG, только в первом полугодии 2009-го объем предложения внутри Садового кольца сократился на 29%, тогда как за его пределами – лишь на 9%. Стоимость высококлассных точек (при реальных сделках) доходит до $25 тыс. за метр и выше. Хотя в кризис цена упала, но не так фатально, как в деловых и торговых центрах, которые стали значительно дешевле (при схожем местоположении и метраже). «Требования покупателей не изменились и вряд ли когда-то изменятся, — подчеркивает Владимир Стукан, генеральный директор холдинга ROSS Group. — Это место и трафик. Арендаторы и покупатели понимают, за что они платят, и ждут соответствующего результата (высокий оборот).». Удовлетворяющие этим критериям магазины в центре стоимостью до $5 млн сегодня наиболее востребованы покупателями. Ну а среди арендаторов за удачные объекты по адекватным ценам даже идет борьба, утверждают риелторы.


Новые правила
Летом 2009 года вступил в силу закон о закрытии казино и игровых залов. В итоге, по данным компании GVA Sawyer, освободилось более 400 тыс. кв. м, или 70 тыс. объектов в разных районах Москвы, площадью 80-200 кв. м. Операторы игорного бизнеса когда-то снимали их весьма дорого, и теперь перед собственниками встал выбор: подстраиваться под рынок и снижать запросы в два-три раза либо придерживать активы до лучших времен. Многие выбрали второй путь, поэтому резкого всплеска предложения не произошло. «Кризис изменил правила игры, – отмечает А. Могила. — Арендаторы требуют льгот. Покупатели хотят видеть окупаемость в пределах пяти-семи лет (ранее устраивала десятилетняя). В свою очередь собственники не готовы надолго фиксировать низкие ставки аренды и заключать длительные договоры. Можно сказать, что запросы клиентов и владельцев пришли в равновесие, так что сделки идут».

Брокерская компания ASTERA активно работает с торговой недвижимостью и только за август-октябрь 2009 года провела 72 сделки по аренде. Наибольшую активность проявляют продавцы одежды, обуви и аксессуаров среднего ценового сегмента. Также уверенно развиваются стоковые торговые залы и недорогие магазины продуктов, косметики и парфюмерии. Новые точки открывают «Эльдорадо», H&M, X5 Retail Group, «ЕвропаУноТрейд», Media Markt и другие крупные российские и зарубежные корпорации. Что касается купли-продажи, то большинство сделок происходит как приобретение арендного бизнеса, сообщают в компании Paul's Yard. Срок окупаемости, запрашиваемый клиентами, составляет восемь-десять лет. При этом если в первом полугодии 2009-го рассматривались только объекты с уже заключенными долгосрочными договорами найма, то теперь спросом пользуются и помещения без действующего арендатора, подчеркивает Мила Моралес, специалист компании по формату street-retail.

Что выбрать
Диапазон цен в сегменте street-retail необычайно велик. Слишком много факторов влияет на ценообразование: расположение (от Арбата до глухого переулка в спальном районе), площадь (от 20 до 1000 кв. м), местоположение (подвал, цоколь, первый этаж жилого дома, отдельное здание), наличие и качество ремонта, коммуникации и многое другое. Понятно, что цены несопоставими. За уличные магазины в Москве просят минимум от $40-100 тыс. Это буквально единичные предложения: небольшие точки на окраинах, в подвалах, без окон, вход со двора, без ремонта, сложности с подъездом и парковкой, продающиеся срочно. В интервале $100-200 тыс. вариантов тоже очень мало. За $120 тыс., к примеру, можно купить 80 кв. м в «Новогирееве», за $150 тыс. — 50 кв. м на «Юго-Западной» или 130 кв. м на «Бабушкинской». Объекты внутри Садового кольца стоят от $600-700 тыс. — небольшие помещения на «Добрынинской» и «Проспекте Мира». Средняя стоимость обычного магазина площадью до 500 кв. м – $2-3 млн. На рынке аренды самые низкие ставки колеблются в интервале 40-60 тыс. руб. в месяц. За 60 тыс. руб. можно снять 50 кв. м в «Медведкове» или 100 кв. м в «Тушине». За 70 тыс. — 75 кв. м на «Новослободской» или «Проспекте Мира». На Арбате, Тверской и других «элитных» улицах магазин площадью 200-300 кв. м стоит до $4 тыс. за кв. м в год, или $70-90 тыс. в месяц. Средняя ставка в этом сегменте среди предложений базы недвижимости winner — около $50 тыс. в месяц.

Бизнесмены выходят на улицы
«Можно сказать, что стрит-ритейл первым ощутил на себе влияние кризиса и, судя по всему, первым же из него выходит, — подытоживает В. Стукан. — Отмечено лишь небольшое снижение цен и ставок (где-то временное), ротация собственников и арендаторов». К концу 2010-го возможно резкое подорожание помещений формата street-retail в Москве, считают специалисты компании Paul's Yard. Это произойдет в связи с увеличением количества сделок и сокращением предложения. При отсутствии негативных тенденций в экономике максимальный прирост может составить 30%, так что цены вернутся на докризисный уровень. «В 2010 году будет происходить постепенное заполнение торговых помещений, снижение доли вакантного предложения и показателя ротации арендаторов, – прогнозирует А. Могила. – К концу года эти показатели имеют все шансы вернуться на докризисные уровни, особенно на самых востребованных улицах исторического центра. Спросом будут пользоваться высококачественные помещения: с хорошим местоположением, прогнозируемым числом покупателей, требующие минимальных инвестиций в отделку. В прошедшем году многие ритейлеры заявили о намерении пересмотреть стратегии развития, обратив более пристальное внимание на street-retail. Уменьшение доли вакантных площадей станет катализатором роста ставок. Но эти тенденции не распространятся на неликвидные помещения — спрос сегодня стал более избирательным и взыскательным».
 
Анна Моисеева,
портал "Domania.ru" от 24.03.2010
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты