Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
На главную Карта сайта Подписаться

Дешевый гламур

10.03.2010

Финансовый кризис серьезно нарушил планы ритейлеров класса люкс в России. Как установила консалтинговая компания RRG, большинство люксовых операторов приостановили свою экспансию и рассматривают только действующие проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Падение спроса на дорогую продукцию сократило выручку ритейлеров в 2009 году почти в два раза, вынудив торговцев высококлассными брендами в погоне за покупателем идти на беспрецедентные скидки. Дальнейшее развитие этого сегмента бизнеса в России будет зависеть от экономической ситуации, уверены эксперты.

Из-за кризиса большинство ритейлеров класса люкс приостановили свое развитие в России, говорится в исследовании компании RRG. Эксперты компании изучили 272 бренда категории люкс, открывающие монобрендовые магазины и развивающиеся на нашем рынке. По данным RRG, падение спроса на дорогую продукцию в 2009 году составило в рублях в среднем 15–20%, что при росте курса доллара и евро привело к еще большему падению в валюте – на 40–45%. Чтобы сохранить покупателя, продавцы люксовых брендов были вынуждены оперативно менять свою ценовую политику. Скидки в сезон распродаж доходили до 70%, отмечает гендиректор RRG Денис Колокольников. Это позволило многим ритейлерам сохранить обороты, а покупателям – почувствовать вкус европейской жизни: цены на дорогие товары в Москве были сопоставимы с ценами на аналогичную продукцию в Париже и Милане. Тем не менее многие потребители люковых товаров по-прежнему предпочитают совершать шопинг за границей.

Сложности с развитием люксового сегмента в России эксперты связывают с высоким уровнем требуемых инвестиций и недоступностью дешевого финансирования. «Затраты на открытие одного магазина составляют 12–15 тыс. евро на 1 кв. м торговой площади», – отмечает г-н Колокольников. Кроме того, компании несут высокие издержки при покупке коллекции, заказ и предоплата которой происходит за семь-восемь месяцев до доставки. Срок окупаемости люксового магазина составляет пять-семь лет, замечает эксперт RRG. Эта ситуация привела к тому, что в 2009 году рынок люксовых ритейлеров Москвы серьезно поредел. Так, в столице были закрыты все магазины Diesel. От франшизы этой марки отказалась компания «Винтаж Технолоджи». Из-за нерентабельности с Кузнецкого Моста исчезли открытые в 2007 году магазины Stella McCartney и Alexander McQueen. Закрылся также московский бутик Vivienne Westwood.

Дальнейшее развитие люксовых брендов на российском рынке будет зависеть от экономической ситуации в целом, говорят эксперты RRG. При постепенном выходе из кризиса можно прогнозировать рост покупательской способности, а значит, рост спроса на более дорогие товары. На этом фоне участники рынка ожидают активизацию ритейлеров класса люкс, которые по традиции будут работать в России не напрямую, а с местными партнерами. «Это снижает риски и затраты на открытие магазина», – объясняет Денис Колокольников. Особенно эта практика распространена в регионах.

Сегодня дорогие бренды присутствуют во всех семи федеральных округах РФ. Наиболее развитым является Центральный федеральный округ, здесь имеется 527 монобрендовых магазинов, в том числе 513 – в Москве. Вторым по количеству магазинов класса люкс является Северо-Западный федеральный округ, в котором находится 120 магазинов. Из них на долю Санкт-Петербурга приходится 101 магазин, а оставшиеся 19 расположены в Калининграде. При этом дорогие бутики расположены в десяти городах Приволжского и восьми городах Южного федерального округа. В хвосте этого топ-листа находится Дальневосточный федеральный округ: здесь работают 12 luxury-магазинов, причем семь из них расположены во Владивостоке.

В целом по России люксовые операторы в 62% случаев предпочитают открывать свои бутики в торговых центрах. Благодаря Москве дорогими магазинами лучше всех обеспечен ЦФО. Здесь на 100 тыс. человек приходится 1,42 магазина. В рейтинге наиболее популярных среди люксовых операторов торговых центров Москвы первое место занимает ТЦ «Времена года», а следом за ним идет «Крокус Сити Молл», считает директор департамента коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty Алексей Могила. По его мнению, эти два объекта, стоимость аренды в которых составляет 2–3 тыс. долл. за 1 кв. м в год, наиболее привлекательны и эффективны для ритейлеров класса люкс. Третье, четвертое и пятое места в рейтинге люксовых ТЦ столицы занимают, по данным г-на Могилы, ГУМ (1,5–3 тыс. долл.), «Петровский пассаж» (1,7–2,5 тыс. долл.) и «Гименей» (2–2,5 тыс. долл.) соответственно. «В ГУМе посещаемость, может быть, больше, но это не говорит о его доходности, – замечает эксперт. – Здесь гораздо меньше целевой аудитории – покупателей дорогих вещей, тогда как во «Времена года» и «Крокус Сити Молл» люди целенаправленно ездят за дорогими покупками».

Особняком на рынке торговой недвижимости Москвы держатся торговые комплексы «Европейский», «Охотный ряд» и «Атриум», занимающие, как и ГУМ, выгодные места, а также располагающие широкой линейкой товаров – от mass market до luxury. Одним из самых профессиональных торговых комплексов столицы директор департамента торговой недвижимости Colliers Int. Татьяна Ключинская называет ТРЦ «Европейский». «Это не люксовый торговый комплекс, но очень популярный, – отмечает г-н Алексей Могила – В «Европейском» большой список ожидания: все хотят в него попасть, но не все могут». По данным г-на Могилы, базовые ставки аренды площадей в «Европейском» начинаются от 3–5 тыс. долл. «По стоимости арендных ставок он уступает лишь «Охотному ряду» на Манежной площади, где они выше на 25%», – резюмирует г-жа Ключинская.
 
Николай Михалев,
РБК Daily от 10.03.2010
RRG, Россия, Москва,
ул. Крутицкая, дом 9, стр.2
Телефон +7 (495) 981 0012
Russian Realty Web Award

Rambler's Top100


© RRG 2017.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты