Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Архитектура, заставляющая делать покупки

10.11.2008

Архитектурный проект торгового центра может быть удачным только тогда, когда он учитывает интересы девелопера, главного архитектора города и арендаторов. Но главный критик тут – покупатель, который в буквальном смысле «голосует рублем». За время существования рынка торговых зданий выработались определенные правила и архитектурные приемы, которые вполне способны сделать проект более доходным.

Снаружи и внутри

В процессе проб и ошибок архитекторы, кажется, нашли золотую середину: они считают идеальным торговым центром так называемый молл – одноэтажное строение с прямыми (и потому удобными и понятными посетителю) проходами. Но не нужно думать, что лучший торговый центр – это примитивная прямоугольная коробка. Внешние характеристики здания тоже играют роль. Западные архитекторы часто рассказывают о случаях, когда торговое предприятие благодаря оригинальной архитектуре становится одной из достопримечательностей города. Таков, например, центр Selfridges в Бирмингеме, в оформлении которого использованы алюминиевые диски, а форма самого здания текучая, напоминающая складки ткани или линии человеческой фигуры.

Также целям комфортного пребывания посетителей и удобства эксплуатации здания должны служить внутренние планировки. Специалисты компании RRG поделились несколькими конкретными рекомендациями для российских ТЦ. Так, размер нарезки торговой галереи должен увеличиваться с этажностью, т.е. на третьем этаже нарезка должна быть крупнее, чем на втором. «Якорные» магазины должны располагаться в конце основного прохода или по углам этажа. Соотношение количества «якорей» и других операторов торговой галереи должно быть сбалансировано. Следует избегать образования «мертвых зон», куда редко заглядывают посетители,и, наконец, учитывать принцип соседства составляющих ТЦ: например, фуд-корт не нужно проектировать рядом с мультиплексом.

Добро пожаловать!

Торговый центр начинается с входной группы, как театр – с вешалки. Одно из первых правил проектирования ТЦ – отсутствие лестницы на входе: в этом случае прохожему не надо прилагать дополнительных усилий, чтобы попасть внутрь. В некоторых случаях торговый центр «приподнимают» над землей: как правило, это связано с организацией подземного паркинга, особенностями почвы или желанием сделать ТЦ видимым для автотранспорта на отдаленной магистрали (хотя с такой задачей лучше справляются стелы с рекламой «якорей»). Так, у ТЦ «Ривер Молл» в Москве негде было сделать парковку, и здание подняли на «ножки», а снизу сделали 2 этажа парковки.

Входную зону нужно выделять на фоне остального фасада: это может достигаться ее центральным расположением или использованием материалов, отличных по цвету и фактуре от оформления фасада. Это правило соблюдают во всем мире, например, в Fashion Show в Лас-Вегасе входная группа, украшенная композицией в виде облака, поистине грандиозна. Навесы над входом также могут способствовать его визуальному выделению. Причем козырек не нужно протягивать вдоль всего фасада, иначе укрывшиеся от дождя люди будут просто стоять под ним, а не заходить в магазин.

За участком входа должна следовать широкая зона, откуда клиент может видеть максимальное число магазинов, здесь же необходимо располагать информационные табло. Одно из самых современных веяний времени – электронные табло. Так, в «Европейском» в Москве во входной зоне расположена система электронной навигации.

А примерами входных групп,весьма грамотно решенныхсредствами архитектуры или отделки, могут служить входы у ТЦ «Времена года», «Крокус», «Дрим Хаус», ГУМ, «Петровский Пассаж». В «Крокус Сити Молл» входная группа начинается еще на паркинге, где разбиты островки зелени, стоит понятная система указателей, внутри находится зона информации, зона ресепшн.

Если «якорем» в торговом центре является гипер- или супермаркет с разделенными входом и кассовой зоной, то специалисты советуют устраивать два входа-выхода, что позволит распределить потоки потребителей, уже сделавших покупки и только пришедших в ТЦ.

Волшебное стекло

Часто архитектурная концепция торгового центра предполагает наличие атриума. В Европе очень любят этот элемент и с помощью него создают интересные проекты. Одно из самых оригинальных решений – стеклянная крыша в ТРЦ «Золотые террасы» в Варшаве, которая выглядит как сетка, наброшенная между зданиями.

Атриум выделяет торговые галереи или отдельные площади, а также увеличивает ощущение комфортности у посетителя. Известно, что человек всегда отдает предпочтение естественному, а не искусственному освещению. Однако использовать второй свет следует выборочно. «Использование стеклянной кровли (или фасада) в зоне фуд-корта (такая ситуация встречается, например, в ТЦ «Солнечный ветер», «Мосмарт», «РИО») не всегда эффективно, – говорит Елизавета Эстрина.– С одной стороны, организация естественного освещения в местах отдыха предпочтительна, и фуд-корты не являются исключением. С другой стороны, увидев, что за витринным стеклом темнеет, клиенты фуд-корта заспешат домой, хотя могли бы провести в ТЦ больше времени». Стеклянный фасад и кровлю имеет ТРЦ «Атриум», элементы стеклянной кровли есть у ГУМа, ЦУМа, «МЕГИ», «Крокуса», «Европейского».

Хитрости большие и маленькие

Часто покупательские потоки организуются таким образом, чтобы заставить посетителей провести в торговом здании как можно больше времени. Система эскалаторов и лестниц проектируется так, что покупатель, чтобы выйти наружу, вынужден пройти все торговые галереи. Такая система есть, например,в ТЦ «Наутилус», «Метромаркете» у метро «Сокол», в ТРЦ «Атриум». Такие меры, конечно, выгодны арендаторам, однако могут вызвать отторжение у покупателей.

Магазины-арендаторы на втором уровне и выше, как правило, располагаются с четырех сторон сквозного «колодца» здания. Девелоперы обычно настаивают на максимальном увеличении полезной площади центра, но все же иногда «колодец» проектируется слишком широким. Тогда он перестает выполнять функции своеобразной «смотровой площадки»: посетитель перестает видеть названия и витрины магазинов на другом этаже или противоположной стороне «колодца».

Ширина пустого пространства между галереями не должна превышать 5 м. Оптимальная ширина проходов – 3–4 м, высота – от 4 м, хотя принятых правил или норм, определяющих конкретные величины, нет. Проходы должны быть достаточно широкими и удобными, но не создавать впечатление огромных проспектов и ощущение пустоты.

На восприятие внутреннего пространства торгового центра в целом во многом влияет и оформление магазинов. Порой у арендаторов существуют отдельные представления о планировке и оформлении пространства, например, сетевые операторы проводят собственную единую стилевую политику. Со своей стороны управляющие компании стараются не допускать дизайнерского самовластия, по крайней мере в витринах. Так возникают спорные ситуации. Дизайн внутренних пространств иногда лежит вне сферы деятельности архитектурного бюро (оформлением могут заниматься дизайн-студии), и основной задачей проектировщика является организация, а не оформление пространства, в том числе его сегментация на отдельные магазины. Представление о том, где будут располагаться те или иные торговые операторы, архитектор может получить от компании-консультанта или непосредственно от девелопера.
 
Мария Лукьянова,
портал "Собственник" от 10 ноября 2008 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты